Введение
Существует немало слабоизученных социально-экономических явлений и процессов. Но, пожалуй, трудно найти другой феномен, когда его масштабы и степень научной разработанности были бы настолько несопоставимы. Речь идет, прежде всего, о пресловутой «теневой» экономике, которая охватывает все сферы жизнедеятельности современного общества.
«Теневая» экономика - явление, которое легко ощутить, но трудно правильно объяснить, охарактеризовать, измерить и, тем более, научиться регулировать так, чтобы она не мешала нормальному функционированию и позитивному развитию легальной экономики. Между первой и второй существует тесная взаимосвязь. Согласно экспертным оценкам, не менее 60% дохода, полученного в формате «теневой» экономики, в последующем быстро расходуется в легальном секторе экономики, составляя значительную долю совокупного спроса и стимулируя тем самым рост объемов производства общественного продукта, поступление в доходную часть бюджетов разных уровней косвенных налогов. «Теневая» экономика посредством увода части заработков домохозяйств в «тень» негативно сказывается на действующей пенсионной системе, ее финансовых основах и пр.
В настоящее время проблематике «теневой» экономики уделяется все больше внимания в трудах зарубежных и отечественных авторов. Однако сложные вопросы ее взаимосвязи, в частности, с социокультурными детерминантами экономического поведения людей, а также проблемы ее развития и трансформации в условиях глобализации и мирового финансового кризиса, особенно в нашей стране, недостаточно исследованы. Можно лишь констатировать, что одни авторы прогнозируют значительный рост числа финансовых «пирамид», экономической преступности и т.п. А другие, напротив, утверждают, что в кризисных условиях «теневая» экономика за счет существующего в ее рамках неофициального, «серого» производства домохозяйств позволит снизить уровень безработицы, создаст новые рабочие места, восполнит образующийся дефицит продукции, компенсирует снижение доходов населения в целом, превратившись в своеобразный антикризисный инструмент.
Аргументирована также позиция, что население экономически развитых стран Запада, воспитанное на традиции протестантской этики, в экономической сфере ведет себя рационально, интенсивно работает, никого не обманывает, копит богатства, чурается «теневой» экономической деятельности, а потому благоденствует. А вот россияне, дескать, живут так, как живут, потому, что нет у них, «лапотников», ни протестантской этики, ни духа капитализма, потому что они всех обманывают, плохо и без инициативы работают, брезгуют накоплениями на «черный день» и т.п. На самом деле, это - один из мифов, который давно придумали недоброжелатели России. Ведь если это, действительно, так, спрашивается, почему же нынешний мировой финансовый кризис зародился именно в экономиках стран Запада, откуда по каналам глобализации пошел гулять по Планете, неужели подвели тамошнее населения их природный ум, трудолюбие, предусмотрительность, иные позитивные базисные социокультурные основания их экономического поведения в целом?!
Отвечая на эти и другие актуальные вопросы, для нас сегодня принципиально значимо не только попытаться дать правильные ответы на них, но и по возможности установить ориентиры (уроки или нечто вроде таковых), которые, несмотря на вхождение страны в орбиту мирового финансового кризиса, позволят России подняться с колен и снова занять подобающее ей место в мире. Вот, собственно, круг постановочных проблем данного исследования.