ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ ДЛЯ ПОМОЩИ ТРАВМИРОВАННОМУ СПОРТСМЕНУ

Введение к третьей главе

Чем и как может помочь психолог травмированному спортсмену?

Это главный вопрос, на который отвечает третья глава. В традиционной медицинской практике психологу редко отводится важная роль, если мы говорим о восстановительном процессе. При «передаче» спортсмена из рук хирурга в руки реабилитологов, как правило, на первом месте стоят лечебно-восстановительные процедуры. К помощи психологов прибегают чаще всего только в случаях депрессии, выраженной тревоги, бессонницы, нарушений пищевого поведения. В то же время в международной практике существует множество примеров системного междисциплинарного взаимодействия, логику которого мы и осветим ниже.

Травматизм всегда рассматривался как важнейший аспект спортивной деятельности, и, как мы писали ранее, множество исследований посвящено поиску путей профилактики высокого травматизма и определению его предикторов, факторов повышения вероятности травмирования в тренировочном и соревновательном процессе. Спортивная психология как область сопровождения профессионального спортсмена располагает определенным инструментарием, повышающим эффективность восстановления. С одной стороны, широко известен факт, что, помимо собственно медицинской интервенции, фактором выздоровления больного всегда является мотивация к выздоровлению. С другой стороны, для спортивного психолога важно и то, что при полном физическом выздоровлении реабилитировавшийся спортсмен по-прежнему находится в «группе риска», так как травматический опыт влияет на психические структуры, выражаясь, например, в широко распространенном страхе рецидива травмы. При этом явлении спортсмен начинает беречь когда-то травмированную часть тела, тренируется и выступает с гипертрофированной осторожностью, что приводит к потере концентрации внимания и плохому результату, часто - к повторным травмам.

Необходимо снова отметить, что отношение к травме в спорте двойственно. Травма - это привычный и, строго говоря, приемлемый атрибут спортивной деятельности, спортсмен воспринимает ее в норме как возможный риск. Но в то же время для спортсмена и людей сходных профессий со значительными физическими нагрузками (танцоров, актеров, военных, спасателей, каскадеров) травма является источником повышенного стресса, так как имеет возможность не только изменить привычный образ жизни, но полностью изменить ход профессиональной деятельности, то есть лишить возможности в принципе продолжать карьеру. В таком контексте спортивная психология не только облегчает восстановление после травмы, но и формирует навыки стрессо-устойчивости и высокой адаптивности к трудным жизненным ситуациям.

Известный отечественный практик В. Ф. Сопов пишет: «Психологическое воздействие в ходе тренировочного процесса и соревнований осуществляется для коррекции мотивации, техники и тактики, индивидуального стиля деятельности, черт характера, отношений и совместных действий, психических состояний, для реабилитации и рекреации после травм». В его понимании «процесс реабилитации может быть разделен на две составляющие - собственно ускорение процесса восстановления поврежденного участка опорно-двигательного аппарата и восстановление профессиональных (психомоторных) навыков» (Сопов, 2010). Современные реабилитационные и профилактические программы психологического сопровождения спортсмена включают в себя указанные выше направления. При этом консультативно-коррекционный компонент сугубо индивидуален, тогда как программы «обучающего» блока в целом похожи. Они предполагают обучение спортсмена по таким направлениям, как:

  • 1. Формирование мотивации к выздоровлению и возвращению в спорт, освоение целевого поведения, навыков постановки цели и тактического мышления, необходимого для выстраивания перспективы выздоровления и понимания собственной последовательности действий и их результатов.

  • 2. Освоение навыков саморегуляции, в первую очередь релаксации - глубокого мышечного расслабления, сопровождающегося снятием психического напряжения и болевого синдрома.

  • 3. Активация навыков активного воображения, имажинации, или идеомоторики - формирование так называемых мыслеобра-зов, соответствующих предвиденному, но еще не произошедшему соревнованию или иному событию; в условиях ограниченной подвижности травмированного спортсмена этот навык используется для «отработки» движений и преодоления стресса, связанного с травмой.

  • 4. Организация положительно окрашенной внутренней речи, связанной с выздоровлением, снижением боли, повышением активности и подвижности спортсмена, оптимистичным взглядом на результаты реабилитации.

Все эти этапы обучения спортсмена психологическим приемам (мы подробно рассмотрим их далее) носят не только корректирующий характер: восстанавливаясь при участии психолога, спортсмен может за время, свободное от тренировок, очень сильно повысить свой когнитивный и саморегуляционный потенциал и вернуться в спорт конкурентоспособным и значительно более опытным и уверенным в себе, чем до травмы.

Рассмотрим, как устроена психологическая реакция спортсмена на травму либо иное соматическое повреждение. Эта реакция имеет каскадную структуру. Иными словами, за первой негативной реакцией может по принципу накопления последовать значительное ухудшение психологического состояния. Д. В. Журавлев описывает этот процесс в работе «Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсмена»: «Травма сопровождается крайне негативными психологическими последствиями, например такими, как раздражительность, подавленность, повышение уровня страха и тревожности. Спортсмен беспокоится о том, сможет ли он восстановиться, не получит ли повторной травмы. Снижение уверенности в себе может привести к снижению мотивации, падению самооценки. У травмированного спортсмена обостряются внутриличностные конфликты, может возникать неконтролируемое вторжение навязчивых мыслей о травмирующей ситуации. Однако с помощью определенных психокоррекционных воздействий можно сократить сроки прохождения указанных этапов, мобилизовать спортсмена, предотвратить развитие патологической реакции, не давая ему зацикливаться на своей беде» (Журавлев, 2009). Патологической может считаться такая реакция на стресс травмы, которая не приводит к принятию изменений, связанных с травмой, и тормозит формирование адекватных поведенческих моделей для благополучного восстановления и снижения стресса.

Нормальная реакция на травму (да и на другие драматические стрессогенные события) стадиальна, и последовательность этих стадий описывали многие психологи. Она предполагает последовательное прохождение пяти этапов, на протяжении которых меняется доминирующая установка спортсмена по отношению к опыту травмы.

Фазы изменения отношения спортсмена к травме

1

Отрицание

Спортсмен отказывается принимать произошедшее: «я ошибся, врачи ошиблись, травма несерьезная, я сейчас вернусь к работе, мне больно, но это легко перетерпеть, на самом деле ничего не случилось». Эта фаза иррациональна, часто непродолжительна, основана на инстинктивном страхе, проходит относительно быстро.

2

Агрессия

Спортсмен понимает, что получил травму, и в зависимости от личностных и средовых (коммуникация в команде и ближайшем окружении) особенностей на протяжении этой фазы остается предрасположен к агрессии, злости и гневу; обвиняет себя, близких, тренерский и медицинский состав; спортсмен аффективен и ищет врагов, злоумышленников, чью-то злую волю в том, что с ним произошло. Отвлекаясь на подобные мысли, часто не готов к конструктивному диалогу и далек от того, чтобы выработать сильную внутреннюю мотивацию для выздоровления.

3

Сделка с собой

Стремясь нейтрализовать дистресс, спортсмен отказывается от агрессии, но вместо того, чтобы сфокусировать внимание на реальном положении дел и продумать дальнейшие действия, формирует ошибочные конструкты. Сделка с собой -это фаза торговли, компромисса, заключения сделок без учета истинных возможностей организма. Например, спортсмен ограничивает себя, выстраивает себе специфический режим или следует определенной программе, считая, что это гарантирует ему как бы в обмен скорое восстановление; он обещает себе не пропускать тренировки, если быстро придет в форму и т.д. То есть это фаза установок на договор с собой и своим здоровьем; как правило, эти «сделки» отвлекают спортсмена от мыслей об актуальном состоянии и играют роль естественного защитного механизма, но не фассилита-тора реабилитационного процесса.

4

Осознание

Спортсмен отказывается от стратегий самообмана и обвинений и осознает степень соматических повреждений, вызванных травмой, причем в контексте перерыва в спортивной деятельности. Понимая ориентировочные сроки восстановления, спортсмен может быть склонен к депрессивному подавленному состоянию. Этот этап - непосредственная подготовка к эффективному преодолению стресса и к формированию продуктивных поведенческих установок, например, к извлечению опыта из ситуации, к позитивной переоценке, к развитию навыков самообладания. Этот этап всегда вариативен по длительности, и для сокращения его протяженности ключевую роль играет социальная и профессиональная поддержка тренера, психолога, врача, родственников и команды.

5

Принятие

Завершающая стадия переживания опыта травмы. Спортсмен мобилизует силы организма, находит эмоциональные, информационные и иные ресурсы и выстраивает стратегию планомерного восстановления с конечной целью (идеальный вариант - полноценное возвращение к соревновательной деятельности).

Приведенные выше стадии характеризуют психоэмоциональное состояние травмированного спортсмена и его поведенческие установки. По сути, в каждой из стадий доминирует определенная стратегия совладания со стрессом. Вспомним вновь основы феноменологии стресса и совладания с ним. То, каким способом спортсмены совладают со стрессом (преодолевают, или избегают, или терпят в трудной ситуации), имеет огромное значение для социального функционирования и здоровья. На проблему копинга смотрят под разным углом зрения, выделяя в качестве объекта изучения различные стороны копинга: когнитивное регулирование, гибкое целеполагание, поведенческое регулирование, превентивный копинг, позитивные последствия. Выделяют два вида стресса: физиологический и психологический. Первый представляет собой неспецифическую реакцию организма, протекающую на физиологическом и биохимическом уровнях, в то время как второй - эмоциональное переживание, обусловленное субъективной или объективной угрозой, оно оказывает влияние на способность человека эффективно выполнять деятельность. На интенсивность психологического стресса могут влиять факторы: значимость ситуации для субъекта, личность субъекта, особенности интеллектуальных процессов субъекта, неповторимый индивидуальный опыт психологического состояния.

Таким образом, в отличие от физиологического стресса, ответные реакции при психологическом стрессе являются нестереотипными, индивидуальными. На каждой из стадий психологической реабилитации спортсмена психологу целесообразно отслеживать его доминирующие стратегии совладания со стрессом и анализировать изменения в репертуаре этих копинг-реакций. Т. Л. Крюкова пишет так: «В эмпирических исследованиях были выявлены закономерности совладающего поведения, в частности, описаны его изменения в разные периоды жизни. Формирование совладания в онтогенезе - это научение любому поведению, связанному с выживанием, включая попытки спасти, защитить себя, выдержать, вытерпеть, в некоторых случаях спрятаться (даже не приводящие к положительному результату). У взрослых формирование этого поведения связано прежде всего с расширением репертуара и повышением гибкости в применении качественно более совершенных способов совладания. Взросление, развитие самопознания и владения собой способствуют усложнению совладающего поведения» (Крюкова, 2010).

Итак, на начальном этапе психологической реабилитационной программы психологам рекомендуется провести диагностику репертуара стратегий совладающего поведения спортсмена и обсудить с ним результаты, проанализировав предыдущий опыт решения различных трудностей. Для диагностики рекомендуется использовать методики, предложенные нами в Приложении.

Важно отметить, что гармоничное прохождение стадий переживания травмы может протекать спонтанно и естественно, без помощи психолога.

Приведем пример.

Спортсмен, чемпион мира, заслуженный мастер спорта, 29 лет, получает травму и рассказывает, как проходил процесс ее принятия и дальнейшие действия.

«Травма. Я понял, что я загнал свой организм в такую .?/

Мы можем увидеть, как катастрофизация («каждый день», «очень много проблем», «невозможно», «ничего нельзя сделать», «постоянно», «угробил») сменяется анализом и принятием (переосмысляешь, пришлось смириться). Самостоятельная работа над собой позволила спортсмену пойти по пути посттравматического роста, а не депрессии, и благодаря этому благополучно вернуться в большой спорт.

Возвращаясь к психологическим установкам спортсмена в ходе восстановления, отметим, что (в зависимости от серьезности травмы) на одной из завершающих фаз - осознании или принятии - спортсмен при благополучном стечении обстоятельств возвращается к спортивной деятельности. Ниже представлена последовательность стадий собственно возвращения травмированного спортсмена в профессиональную деятельность. Психологическое сопровождение целесообразно на каждой из представленных стадий.

Фазы возвращения в спорт

1

Фаза первоначального возвращения

Пробные первые тренировки. Спортсмен проверяет свои актуальные возможности в тренировочном процессе. Результаты, как правило, не удовлетворяют его, спортсмен испытывает фрустрацию из-за невысокой результативности. Эти оценки своих результатов приводят к переоценке значимости реабилитационного процесса и концентрации на планомерном восстановлении, постановке конкретных целей.

2

Фаза подтвержденного восстановления

Спортсмен осознает реальность перспективы возвращения в спорт и работает совместно с тренером и психологом над последовательностью действий для эффективной реабилитации. В связи с улучшением результатов по сравнению с первой стадией наблюдается, как правило, повышение уверенности в себе и уровня притязаний, что косвенно усиливает мотивацию к саморазвитию, в данном случае к победе над последствиями травмы.

3

Фаза возвращения физических и технических возможностей

Спортсмен тренируется длительное время, набирает физический и технический потенциал для полноценного возвращения в тренировочный процесс.

4

Фаза интенсивных тренировок

Спортсмен интенсивно тренируется и восстанавливается до физического и технического состояния, сопоставимого с тем, что было до травмы. Позитивные эмоции по мере приближения полноценного возвращения в спорт могут смениться новым стрессом - тревогой по поводу готовности восстановиться к соревнованиям.

5

Завершающая фаза

Спортсмен снова участвует в соревнованиях.

Психологическое сопровождение спортсмена, проходящего реабилитацию после травмы, носит разносторонний характер. Если основным направлением, как показано выше, становится самоуправление и продуктивное совладание со стрессом, то методы используются в высшей мере разнообразные. Тренинговая программа психологической реабилитации может быть сфокусирована на развитии отдельных качеств, необходимых спортсмену. Основная задача работы психолога с травмированным спортсменом в том, чтобы нейтрализовать часть стресса и повысить вероятность успешного восстановления спортсмена. В научной литературе описаны нормативные последствия травмы, как благополучные (успешная реабилитация и возвращение к тренировкам и успешным выступлениям), так и дисгармоничные (рецидивы и хронические травмы, страх повторения травмы, регресс спортивного мастерства, отказ от элементов подготовки вплоть до ухода из спорта). Для того чтобы выявить основные риски для профессиональной траектории спортсмена и сохранить его психическое благополучие, практическая интервенция всегда начинается с диагностики, которая в свою очередь будет достоверной и эффективной лишь при наличии доверительного контакта пациента и специалиста.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >