Трансформация христианской веры-надежды в Новое время

  • 22. <...> Двойственность прогресса стала очевидной. Несомненно, он предлагает новые возможности для добра, но также открывает огромные, невиданные ранее перспективы для зла. Мы все стали свидетелями того, что в руках заблуждающихся людей он может стать, а фактически и стал, ужасающим прогрессом зла. Если научно-техническое развитие не соотносится с развитием этического формирования человека, его духовным возрастанием (ср.: Еф. 3, 16; 2 Кор. 4, 16), значит, это никакой не прогресс, а угроза для человека и для мира.
  • 23. <...> Да, разум - это великий дар Бога человеку, и победа разума над неразумием - также одна из целей христианской веры. <...> Человеческая свобода неизбежно требует взаимодействия различных свобод. Однако это взаимодействие может не состояться, если оно не определено общим внутренним критерием меры - основанием и целью нашей свободы. <...> Разум нуждается в вере, чтобы стать полностью самим собой: разум и вера нуждаются друг в друге, чтобы воплотить свою истинную природу и осуществить свою миссию.

Истинный облик христианской надежды

<...>31. И еще: мы нуждаемся в надеждах, малых и больших, которые день за днем поддерживают нас в пути. Но без великой надежды, которая должна преодолеть все остальное, их недостаточно. Этой великой надеждой может быть только Бог, объемлющий вселенную, Который может предложить нам и подарить то, чего мы сами не можем достичь. Обретение дара принадлежит надежде. <...> Лишь его любовь дает нам возможность в настойчивой трезвости изо дня в день не терять пыла надежды в мире, который по своей природе несовершенен. И в то же самое время Его любовь является для нас гарантией существования <...> жизни, которая есть «истинная» жизнь. <...>

«Пространство» постижения и осуществления надежды. . . 192 Мария, Звезда надежды

II. Действие и страдание как школа надежды

  • 35. Каждый серьезный и справедливый поступок человека представляет собой надежду в действии, прежде всего в том смысле, что с его помощью мы пытается реализовать наши надежды, большие и малые: решаем ту или иную важную для дальнейшей жизни задачу; своими усилиями вносим вклад в то, чтобы мир стал немного светлее и человечнее, открывая тем самым дверь в будущее. <...>
  • 38. Мера человечности определяется по существу через отношение к страданию и страждущему. Это действительно как для отдельного человека, так и для всего общества. Общество, не принимающее страждущих и не способное помогать им «со-строданием», приобщаться к их страданию и нести его, - жестоко и бесчеловечно. Однако общество не может принимать страждущих и поддерживать их в страданиях, если на это не способны его члены, и, с другой стороны, отдельно взятый человек не может принять страдания другого, если личное видит в страдании смысл, путь очищения и созревания - путь надежды. <...>
  • 39. Страдать вместе с другими, страдать ради других; страдать из любви к истине и справедливости; страдать из-за любви и ради того, чтобы стать по-настоящему любящим человеком, - это основополагающие элементы человечности, отказ от которых разрушит человека. <...> Христианская вера показала нам, что истина, справедливость, любовь - не просто идеалы, а чрезвычайно насыщенная реальность. Она показала нам, что Бог - воплощенная Истина и Любовь - пожелал страдать ради нас и вместе с нами. <...>

III. Страшный суд как пространство постижения и осуществления надежды

<...> 44. Протест против Бога во имя справедливости безполезен. Мир без Бога - это мир без надежды (ср.: Еф. 2, 12). Только Бог может вершить справедливость. И вера дает нам уверенность: он делает это. Образ Страшного суда в первую очередь вселяет не ужас, а надежду; для нас это, быть может самый решающий образ надежды. <...> Это образ, призывающий к ответственности. <...> Бог есть справедливость, и Он творит справедливость. В этом наше утешение и наша надежда. Но в Своей справедливости Он также милостив. Мы знаем это, обращая взор на распятого и воскресшего Христа. Оба эти качества - справедливость и милость - должны рассматриваться в их правильном внутреннем соединении. Милость не исключает справедливость. <...>

Мария, Звезда надежды

  • 49. <...> Вот уже более тысячи лет Церковь приветствует Марию, Матерь Божию, как «Путеводную звезду над морем»: Ave mans Stella. Человеческая жизнь - это путь. <...> Истинные звезды нашей жизни - люди, живущие праведно. Они - свет надежды. Конечно, Иисус Христос Сам есть Свет, солнце, взошедшее над тьмой истории. Но чтобы найти Его, мы нуждаемся также в ближнем свете -в людях, которые даруют свет, черпая его из света, указывая, таким образом, направление нашему странствию. И кто из них может быть для нас звездой надежды лучше Марии - лучше Той, Кто Своим «да будет» открыла Самому Богу двери нашего мира; Той, Кто стала Живым Ковчегом, в котором Бог обрел плоть, стал одним из нас, пришел «обитать» среди нас (ср.: Ин. 1.14).
  • 50. Поэтому мы призываем к Ней. <...> У креста, согласно слову Самого Иисуса, Ты стала Матерью верующих. В этой вере, которая даже во мраке Страстной Субботы была уверенностью надежды, Ты пошла навстречу пасхальному утру. Радость воскресения тронула Твое сердце и соединила Тебя по-новому с учениками, ставшими через веру семьей Иисуса. <...> «Царство» Иисуса было другим, отличным от того, каким могли его представить люди. Это «Царство» началось в тот час, и у него не будет конца. Так, Ты осталась среди учеников как их Матерь, как Матерь надежды. <...> Звезда путеводная, сияй над нами и веди нас на нашем пути!

Дано в Риме, у Святого Петра, 30 ноября, в праздник святого апостола Андрея, в лето 2007, моего Понтификата - третье.

Т. КОНДРУСЕВИЧ

Архиепископ Митрополит Минско-Могилевской архиепархии Тадеуш Кондрусевич родился 3 января 1946 г. в деревне Одельск Гродненской области. В 1976 г. поступил в Духовную семинарию в г. Каунасе (Республика Литва), которую окончил в 1981 г. В этом же году был рукоположен в сан священника. Доктор теологии (1988). В 1989 г. возведен в сан епископа. С 2002 г. митрополит кафедры Матери Божьей (Москва). С сентября 2007 г. архиепископ Митрополит Минско-Могилевский. 30 июня 2011 г. назначен апостольским администратором Пинской епархии.

Христианская нравственностьи социальная ответственность

ко

Доклад на Международной межконфессиональной конференции «Призванные к одной надежде в союзе мира», Минск, 13 октября 1996 г.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >