Совместная декларация Римско-католической церквии Константинопольской православной церкви по случаю снятия анафем

15.01.2011 г.}}

Раскол в христианстве назревал в течение нескольких столетий и был вызван как церковными (споры по вопросу об исхож-дении Святого Духа, о таинстве евхаристии, соблюдение поста в субботу, безбрачия духовенства и др.), так и политическими причинами (соперничество римских пап и константинопольских патриархов за власть в христианском мире, борьба за миссионерские территории и др.). Окончательное разделение христианства на западную и восточную ветви произошло в июне 1054 г.

Для выяснения всех накопившихся претензий римский папа Лев IX (1048-1054) направил к патриарху Михаилу Керулларию (1043-1058) в Константинополь посольство во главе с кардиналом Гумбертом де Сильвой Кандидой. Однако конструктивное

обсуждение спорных вопросов в сложившихся условиях не представлялось возможным. 16 июня 1054 г. Гумберт всенародно, во время богослужения, положил на престол Св. Софии акт об отлучении патриарха и византийцев от церкви, и уже на следующий день покинул Константинополь. Ответным шагом патриарха Керуллария было провозглашение анафемы и отлучение папы от церкви.

Снятие анафем состоялось в Стамбуле 7 декабря 1965 г. одновременно папой Павлом VI в Риме и патриархом Афинагором. Текс декларации был прочитан в соборе Святого Петра перед Отцами собора, иностранными наблюдателями и представителем Патриарха Афинагора митрополитом Тирским Мелитоном. Из рук Павла VI он получил грамоту, которая начиналась призывом «Живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас» (Еф. 5:2). Понтифику же митрополит Мелитон вручил патриарший томос.

  • 1. Благодарные Богу за то, что по благости и милосердию Своему Он дал им встретиться на той священной земле, где смерть и воскресение Господа Иисуса совершили тайну нашего спасения, и где излияние Духа Святого породило Церковь, папа Павел VI и патриарх Афинагор I, твердо решили не упускать ни одной возможности к проявлению жестов, вдохновленных любовью, которые могли бы содействовать развитию начавшихся братских отношений между Римско-католической Церковью и Константинопольской Православной Церковью. Они убеждены, что отвечают таким образом на призыв благодати Божией, ведущей как Церковь Римско-Католическую и Церковь Православную, так и всех христиан к преодолению разногласий, дабы они вновь стали «едиными», как молил о них Господь Иисус Своего Отца.
  • 2. Среди препятствий, которые находятся на пути к братским отношениям доверия и уважения следует назвать прежде всего воспоминание о достойных сожаления решениях, поступках и инцидентах, приведших в 1054 году к отлучению патриарха Михаила Керулария и двух других лиц легатами Римского Престола, возглавляемыми кардиналом Гумбертом, подвергшимся в свою очередь подобному отлучению со стороны Константинопольского патриарха и Синода.
  • 3. В тот беспокойный период истории события эти не могли быть иными. Но сегодня, когда возможно вынести о них более здравое и уравновешенное суждение, необходимо признать, что чрезмерное значение, которое они приобрели позднее, было чревато последствиями, которые, насколько мы можем судить далеко вышли за пределы намерений и предвидений зачинщиков, чьи запретные меры касались лишь определенных лиц, но не Церквей и не были направлены на прекращение церковного общения между кафедрами Римской и Константинопольской.
  • 4. Вот почему папа Павел VI и патриарх Афинагор I со своим Синодом, убежденные в том, что выражают общее стремление к правде и единодушное чувство любви своих верующих, напоминают завет Господень:

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5.23-24) - и по обоюдному согласию заявляют:

  • а) что они сожалеют об оскорбительных словах, о необоснованных упреках и осудительных жестах, которые как с одной, так и с другой стороны окрасили собою печальные события того времени или сопутствовали им;
  • б) что они равным образом сожалеют и желают изъять из памяти и среды церковной акты отлучения, которые затем последовали и воспоминание о которых до наших дней служит препятствием к сближению в духе любви, и предать их забвению;
  • в) что они скорбят о том, что дурные прецеденты и последующие события под влиянием различных факторов, прежде всего взаимного непонимания и недоверия, в конце концов привели к реальному разрыву церковного общения.
  • 5. Папа Павел VI и патриарх Афинагор I со своим Синодом сознают, что этот жест справедливости и взаимного прощения недостаточен для того, чтобы положить конец разногласиям, как древним, так и недавним, все еще остающимся между Римско-Католической Церковью и Церковью Православной, и которые будут преодолены действием Духи Святого, благодаря очищению сердец наших, благодаря раскаянию в исторических ошибках и деятельной воле к достижению понимания и совместному выражению апостольской веры и ее требований.

Совершая подобный жест они уповают на то, что он будет угоден Богу, готовому прощать нас, когда и мы прощаем друг друга, и оценен всем христианским миром и в особенности всей Римско-Католической Церковью и Православной Церковью, как выражение искренней взаимной воли к примирению, как побуждение к продолжению в духе взаимного уважения, доверия и любви, диалога, который к великой пользе для душ приведет с помощью Божией к обновлению жизни, наступлению Царства Божия в полном общении веры, в братском согласии и участию в таинствах, соединявших нас в течение первого тысячелетия жизни Церкви.

Павел VI, папа Афинагор I, патриарх

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >