Айат

15

dllii (ji

15. Дошёл ли до тебя рассказ о Мусе (Моисее)?

Фараон говорил: «Я - ваш Всевышний Господь»

Господь».

После относительно ясных разъяснений, данных в вышеприведённых айатах на тему воскрешения и его отрицания язычниками, в последующих айатах указывается на историю одного из великих грешников истории, т.е. на Фараона и его горькую участь. Тем самым Коран напоминает язычникам о том, что более могущественные люди, чем они, не смогли противостоять Божьей каре, и вселяет надежду в сердца верующих тем, что внешняя сила противника не есть залог успеха, ибо Господу легко лишить их своего могущества.

Айат

  • 16
  • 35b Ji jkj Ajj oIjU Jl

" ?"

16. Вот Господь его воззвал к нему в священной долине Тува (Това):

Тува - это название местности в Шаме, расположенная между Мадьяном и Египтом, где впервые пророку Мусе (‘а) было ниспослано откровение. Об этом также говорится в 12-м айате суры «Та Ха».

Айат 17-20

17—20

Й uJpjl ей 4*^

  • 17. «Ступай к Фараону, ибо он преступил границы дозволенного,
  • 18. и скажи: “Не следует ли тебе очиститься?
  • 19. Я укажу тебе путь к твоему Господу, и ты станешь богобоязнен”»
  • 20. Он показал ему величайшее знамение,

Воспитательный метод Божьих посланников

В этих айатах упоминаются важные моменты, которые необходимо подчеркнуть:

  • 1. Причиной обращения к Фараону является преступление им границ дозволенного. Это указывает на то, что одна из главных целей пророков - это наставление преступников на прямой путь или же бескомпромиссная борьба против них.
  • 2. Призыв к истинному пути должен быть осуществлён самыми мягкими и добрыми словами. Айат гласит: «Не следует ли тебе очиститься?» Нечто подобное упоминается в 44-м айате суры «Та Ха»:

«Gil a] Vjss»

«Говорите с ним мягко».

  • 3. Это выражение указывает на ту истину, что миссией пророков являлось очищение людей и возвращение им естественной врождённой чистоты. Однако в айате не говорится «Я тебя очищу», а говорится: «Не следует ли тебе очиститься?» Это свидетельствует о том, что очищение должно быть добровольным, а не принудительным.
  • 4. Упоминание слова «наставление» после слова «очищение» указывает на то, что вначале необходимо очиститься и лишь затем идти к Всевышнему.
  • 5. Словом «<-?<)» раббака подчёркивается то, что пророк Муса (‘а) желает вести Фараона к его истинному Владыке и Воспитателю. Зачем же отказываться от пути счастья?
  • 6. Богобоязненность - результат наставления на прямой путь. Чувство ответственности перед Господом - плод познания единобожия. Ибо богобоязненность невозможна без познания истины. Поэтому в 28-м айате суры «Фатир» («Ангелы») мы читаем:

«Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием»[1].

7. Сначала пророк Муса (‘а) обращается к методу эмоционального наставления, а затем применяет метод разумного и логического наставления, показывая Фараону великие чудеса и знамения. И это самый эффективный метод наставления, когда вначале через любовь оказывает влияние на чувства и эмоции человека, а затем приводятся разумные доводы.

  • [1] К, 35: 28.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >