Структура и содержание экономической социализации формирующейся личности
Вопрос о содержании экономической социализации формирующейся личности определяется многими факторами, в том числе интересами самих исследователей, ориентированных на разработку авторских концепций. Именно этими обстоятельствами вызвана высокая вариативность подходов к ее изучению. Однако большинство исследо вателей, опираясь на работы в области общей теории социализации, рассматривают феномен экономической социализации со стороны ее процессуальных характеристик и результатов.
К. К. Платонов (1986), выделяя три основных пути формирования личности (стихийный, целенаправленный и самоформирова-ния), указывал, что именно стихийный путь, возникающий в результате случайных внешних воздействий, играет доминирующую роль. В представлении А. В. Мудрика (Мудрик, 2004, 2011) эти же пути определяются как основные составляющие социализации. Однако целенаправленные воздействия (образование и воспитание, в первую очередь) позволяют не только получить близкий к планируемому результат, но и контролировать влияние самих факторов, что важно, к примеру, для формирования экспериментального направления исследования факторов экономической социализации. Вопрос о самоформировании как одной из составляющих процесса экономической социализации особенно значим, так как целью экономической социализации, с нашей точки зрения, является формирование личности, способной функционировать и развиваться в качестве субъекта экономической деятельности и экономических отношений в обществе. Таким образом, уже в самой формулировке цели заключена активность личности, не просто принимающей извне воздействия экономической среды, а усваивающей и преобразующей эти влияния. Поскольку для самодетерминации экономического сознания и поведения, требуется не только активность, но и осознанность, сформированность волевых качеств личности, то для изучения первичной экономической социализации (т.е. детей и подростков) динамика ориентаций на волевые и социальные ценности дает представление о результативности этого процесса.
Структура экономической социализации может включать разное число компонентов (в зависимости от принимаемого теоретического подхода). С позиции автора данного исследования, познавательный, ценностно-нормативный и поведенческий компоненты вполне раскрывают основное содержание этого процесса. Так, познавательный компонент определяется через систему экономических представлений, образов, понятий как элементов экономического сознания, формируемых посредством факторов различного уровня (например, микро- и макросредовых). Ценностный компонент включает ценностные ориентации, нравственные и культурные нормы личности, регулирующие ее отношения с объектами и субъектами экономической жизни общества. Экономические и социальные ценности, а также нравственные ценности и ценности волевого контроля, непосредственно связанные с экономическими, постепенно усваиваются и становятся внутренними регуляторами экономического поведения личности. В поведенческом компоненте выделяется не только готовность к разнообразным видам экономического поведения (сберегающему, производственному, потребительскому, инвестиционному, обменному и т. д.), но и предпочтения, интенции, типичные стратегии, стереотипы такого поведения. В процессе экономической социализации происходит присвоение норм, правил и ролей экономического поведения и формирование на их основе соответствующих психологических качеств, свойств личности, позволяющих ей функционировать в качестве экономического субъекта. Общение в данном случае выступает основным условием развития личности в процессе ее экономической социализации.
Раскрывая содержание экономической социализации, следует остановиться на процессуальных и результативных характеристиках.
К процессуальным характеристикам экономической социализации (как и социализации в целом) могут быть отнесены этапы, факторы, механизмы и средства, которые (за исключением этапов) определяют социально-психологические изменения, происходящие в личности.
Есть общее понимание того, что условия создают возможности для реализации причинно-следственной связи между социумом и психикой, поведением личности, но непосредственно не воздействуют на человека. Факторы же влияют на те характеристики личности, которые рассматриваются как результат ее существования в данных условиях, а причины (например, система воспитания, образовательные технологии и т. п.) порождают следствие (Ломов, 1975). Фактор - родовое понятие по отношению к условиям, средствам и механизмам. Фактор - то, что влияет, воздействует, без указания на характер и направленность воздействия. Наиболее часто, к примеру, в случае с экономической социализацией упоминают институциональные факторы (школа, семья, трудовой коллектив, средства массовой информации и т.п.), которые можно рассматривать и как условия, порождающие предпосылки. Условия развития, существования личности в данном контексте могут пониматься и как внешний фактор (например, экономическое образование, экономическое воспитание в семье). Если же данные феномены, принимаемые как условия, вызывают некий эффект, то они будут пониматься как причины. Действие причины определяющее в отличие от условий. Кроме того, в зависимости от поставленной задачи, условия могут быть соотнесены и с предпосылками (например, как общая предпосылка). Тогда средства могут сравниваться с опосредствующими факторами. Они оказывают не прямое, а косвенное влияние, так как не изменяют то, на что направлено воздействие. Наконец, механизмы. К ним относят те феномены, которые преобразуют, трансформируют внешнее во внутреннее.
Итак, понятие «фактор» в широком смысле включает все виды социальных влияний. Следовательно, факторы экономической социализации могут быть рассмотрены с разных сторон как различные условия формирования и развития экономического сознания и поведения личности. Среди них выделяют макро- и микросоциалъные факторы, связанные с экономическими отношениями в обществе. Первые из них определяются как способы организации экономической жизни (типы экономических систем: рыночная, смешанная, традиционная и т. п.), детерминирующие особенности общественных отношений, социально-психологическую динамику, которая активно изучалась в России во второй половине 1990-х- начале 2000-х годов (Журавлев, 1998; Шорохова, 1998; и др.). В качестве микроэкономических факторов экономической социализации формирующейся личности изучаются: экономическое воспитание в семье; экономическое образование в школе, колледже, институте; различные виды теле-, радио- и печатной продукции СМИ, ориентированной на формирование, изменение экономического сознания и поведения (Дементьева, 2004; Землянская, 2001; Сухорукова, 2001; и др.), а также системы ценностей личности, в первую очередь, экономических и социальных. К данной категории факторов относится и соответствующая среда сверстников, которая также позволяет приобретать экономический опыт и знания («бартер», «долговые» отношения, игры экономического содержания, коллекционирование и т. п.). Социальное воздействие, опосредствованное упомянутыми выше факторами (включая непосредственных агентов социализации - родителей, друзей, учителей, любимые журналы или телепередачи и т. п.), традиционно описывается через социальные представления, установки, отношения, мнения, ожидания, оценки и т. п. самих субъектов и/или их агентов.
Кроме факторов, в качестве основных процессуальных характеристик выделяются средства экономической социализации. Понятие «средство социализации» в психологической литературе рассматривается как «некое промежуточное звено между субъектом и объектом, а также между субъектом и другим субъектом, пользуясь которым, человек преобразует, в первом случае, вещественные объекты, а во втором - сознание второго субъекта» (Розум, 2006, с. 261).
Так, например, А. В. Мудрик (2004, 2011) к средствам социализации относит: способы кормления, язык и речь агентов социализации; формируемые бытовые и гигиенические умения и представления; стиль и содержание общения в семье, в группах сверстников; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности - семейной, религиозной, экономической, политической и др. «С помощью этих средств поведение человека приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями» (Мудрик, 2004, с. 32). Такого же мнения придерживается и С. И. Розум, выделяя вслед за Я. И. Глинским и Ж. Пиаже в качестве средств правила, ценности и знаки, которые способствуют достижению основной цели социализации - формированию «сходных для всех субъектов психических феноменов - образов восприятия, представлений, понятий, а также производимых над ними операций» (Розум, 2006, с. 263).
Воспринимая и понимая (следовательно, и принимая, т. е. включая в свою уже сложившуюся систему) экономические представления, образы и понятия, а также установки на экономическое поведение с помощью средств, норм, ценностей и языка, ребенок достигает некоторого соответствия с окружающим его миром экономических объектов и отношений, т. е. социализируется.
Следовательно, кроме рассматриваемого в данной работе аспекта ценностного подхода, связанного с многоуровневой детерминацией ценностных ориентаций формирующейся личности в процессе ее экономической социализации, можно сформулировать еще один аспект данного подхода, опирающийся на анализ свойств ценностных ориентаций личности, проявляемых в процессе принятия и трансформации экономической информации, получаемой извне или в ходе выбора личностью того или иного вида экономического поведения и т.п.
Определяя феномен экономической социализации, К. Ролан-Леви отмечает, что остается открытым важнейший вопрос о том, что же является результатом экономической социализации - знания, установки или модели поведения? (Roland-Levy, 1990, р. 470).
В отечественной экономической психологии в качестве результатов экономической социализации рассматривается адаптиро-ванностъ личности, которая включает результаты базовой и собственно экономической адаптации (Вяткин, 2010,), «экономическая идентичность, формируемая посредством механизмов социальной категоризации и социально-экономической адаптации личности»
(Хащенко, 2005, с. 551), субъективное экономическое благополучие (Хащенко, 2012), экономико-психологическая адаптированность (Дейнека, 2000; и др.).
Экономическая компетентность, определяемая наличием экономических навыков и ролей, степенью социальной и экономической независимости, а также нравственной зрелости, необходимой для принятия экономических решений также упоминается в качестве результативной характеристики. Некоторые авторы в качестве результата указывают на сформированность экономической культуры личности (Борисова и др., 2001; Сухорукова, 2001; и др.). Данный феномен рассматривается, во-первых, как единство экономического потенциала (личностные качества, способствующие осуществлять с той или иной эффективностью экономическую деятельность) и экономической направленности личности, в которой система ценностных ориентаций есть предпосылка и условие ее существования (Сухорукова, 2001). Во-вторых, этот вид культуры понимается как «часть общей культуры человека, его сознания и поведения, связанного с экономическими интересами, потребностями, ценностными ориентациями, предпочтениями, мотивами деятельности в экономической сфере... а также экономическими знаниями» (Борисова и др., 2001, с. 20). Следует отметить, что ценностные ориентации (причем не только экономические) в данном контексте определяются и как условие, и как механизм экономического поведения личности. Одной из результативных характеристик может быть принята и экономико-психологическая зрелость формирующейся личности (Дробышева, 2008; и др.). Причем, как уже отмечалось в предыдущем параграфе, в отличие от экономической зрелости, определяемой А. Л. Журавлевым (Журавлев, 2007, 2011) в качестве общей способности человека к материальному, экономическому, финансовому самообеспечению и обеспечению своей семьи, других людей и т. п., именно экономико-психологическую зрелость можно рассматривать как результативную характеристику экономической социализации детей, подростков, юношества. Напомним, что она определяется через уровень достигнутой экономической идентичности, сформированное™ экономического сознания и самосознания, уровень волевой и нравственной регуляции экономического поведения, сформированное™ ценностной системы и т. п., которые могут изменяться в зависимости от возраста и определяются личным опытом включенности ребенка в общественные экономические отношения и т. п. Экономическая зрелость может выступать как объективный критерий экономической социализированное™ личности. Экономико-психологическая зрелость в данном случае определяется как ее субъективный критерий, связанный, в первую очередь, с психологической готовностью личности к участию в экономических отношениях. Казалось бы, первый критерий соответствует вторичной экономической социализации формирующейся личности. Речь идет о взрослых людях. Однако следует отметить, что в кросс-культурных исследованиях, проводимых британскими исследователями в ЮАР, было обнаружено, что дети из материально неблагополучных семей рано начинают самостоятельную трудовую деятельность, финансово и материально обеспечивают не только себя, но и свою семью. Причем общая тенденция раннего созревания личности как экономического субъекта у африканских народов более выражена, чем у европейских (Уэбли, 2005; Фернам, Аргайл, 2006). В таком случае (с некоторыми поправками на традиции, обычаи в культуре того или иного народа) можно принять «экономическую зрелость» как объективный критерий экономической социализированности формирующейся личности в целом без указания на первичность/вторичность процесса социализации.
С позиции ценностного подхода, разрабатываемого автором монографии, психологическим критерием экономической социализированности может признана и динамика социальных, волевых и других ДО как результат сложнейшей детерминации. Такой подход к экономической социализации, с нашей точки зрения, в большей степени соответствует задачам изучения детского и подросткового возраста, поскольку для радикальных изменений в ценностной структуре взрослых требуется больше времени и силы влияния факторов, прежде всего, макросреды (а не только микросреды), что и было показано в работе Н.А. Журавлевой (2006, 2013). Можно предположить, например, что при получении второго высшего экономического образования или в процессе самообразования в области экономики взрослый человек способен продемонстрировать динамику своих ориентаций на некоторые ценности (в частности, экономические), однако вряд ли эти изменения коснуться его социальной активности или повлияют на значимость волевых ценностей, которые не рассматриваются как собственно экономические, но связаны с ними, что было выявлено нами у респондентов младшего школьного и раннего юношеского возраста (Дробышева, 2002, 2007; Журавлев, Дробышева, 2004, 2007). Данное суждение основано на том, что структура ЦО личности взрослых, по сравнению с детьми, более устойчива, а для ее изменения требуются сильные воздействия социализирующих факторов.
Одни и те же социально-психологические и собственно психологические критерии могут применяться к анализу различных результативных характеристик экономической социализации личности. Например, динамика социальных и экономических ценностей определяется как психологический критерий экономической социализированности, и в то же время может быть предпосылкой и условием существования экономической культуры (точнее, экономической направленности, которая вместе с экономическим потенциалом личности включена в экономическую культуру). Или адап-тированность в экономических ролях может приниматься как один из критериев экономической адаптированности и экономической компетентности. Данное утверждение предваряет анализ системного подхода к детерминации психики (см. в главе 2).
Остановимся на тех положениях, которые будут разрабатываться ниже:
- - В социально-психологическом исследовании экономической социализации структура этого процесса включает познавательный, поведенческий и ценностно-нормативный компоненты, при этом усвоение представлений, понятий, образов, моделей, норм поведения, ценностей и т. п. опосредуется факторами разного уровня и содержания.
- - В качестве результата экономической социализации рассматривают адаптированность в экономических ролях, экономическую идентичность и компетентность, а также сформированность экономической культуры личности. Данные феномены могут быть рассмотрены как комплексные, поскольку включают набор характеристик, по-разному сочетающихся между собой.
- - Согласно ценностному подходу, психологическим критерием экономической социализированности является 1) динамика ценностных ориентаций личности в микросоциальных (специально организованное воздействие экономического образования в школе) и макросоциальных условиях (исторические периоды, характеризуемые различными моделями экономического развития российского общества); 2) сформированность элементов экономического сознания (представлений о бедном/богатом), адекватных общественным представлениям (в процессе формирования данных представлений участвует организованная в условиях внешних воздействий система ценностных ориентаций интенсивно формирующейся личности); 3) воспроизводство усвоен ного извне экономического знания и опыта может быть реализовано в экономическом поведении детей, конструировании ими «автономного мира» экономических отношений, опосредованных системой ценностных ориентаций (мир отношений детей согласуется с распространенными в российском обществе экономическими отношениями взрослых).
- - Важную роль в процессе экономической социализации детей и подростков играют родители, другие значимые взрослые (учителя, наставники, воспитатели и т. п.), сверстники, а также реклама, предпочитаемые ими телепрограммы, книги, игры и т. п. Их воздействие носит различный характер, определяя основные пути формирования личности (стихийный, целенаправленный, самоформирование).