КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА

Об индивидуализации сакрального имени (на материале имён святых в календаре Русской Православной Церкви)

Православный Церковный календарь является ценным источником для изучения сакрального онома-стикона. Он содержит большое количество «памятей» христианским святым. Статья посвящена описанию структуры и содержанию компонентов имени святых - агиоантропонимам. Методологическая база исследования - приёмы и методы ономастики; направление исследования отвечает задачам теолингвистики. На первом шаге изучения антропонимов выявлены истоки личного имени, оно может быть крестильным, монашеским, схимническим, родовым или династическим. Второй шаг изучения посвящён структуре агиоан-тропонимов и содержанию компонентов. Автор приводит примеры двукомпонентных и многокомпонентных агиоантропонимов. Значение и роль компонентов выявляется с помощью сравнительного анализа имени святого. Сравниваются агиоантропонимы, содержащие одинаковые личные имена (Варлаам, Василий). Комментируется функция чина святости в составе агиоантропонимов. Многокомпонентность агиоантропо-нима обосновывается на примере имени святого блаженный Василий, юродивый Христа ради, Московский чудотворец. Структура агиоантропонима блаженный Василий, юродивый Христа ради, Московский чудотворец включает 5 компонентов: чин святости + личное имя + чин святости (конкретизирующий) + локализатор + номинатор. Традиция многокомпонентного именования святых свидетельствует об индивидуализации сакрального имени в Православном Церковном календаре. Агиоантропоним выполняет не только дифференцирующую функцию, но также информативную, являясь понятийным ядром жития святого.

Православный Церковный календарь, а ранее Святцы или Церковный Месяцеслов представляют собой «неповторимое сочетание праздников и памятей святых, событий церковной и гражданской истории» [6, с. 15]. Материалы Церковного календаря являются не только источником знаний о Христианстве, они говорят об истории Русского Православия, содержат факты о событиях, актуальных для Поместных Церквей и являются богатейшим материалом для изучения русского ономастикона, в частности, сакрального ономастикона. Проведённый нами сравнительный анализ Святцев из коллекции книг Войновского старообрядческого монастыря во имя Спасителя и Святой Троицы (Польша, Вармин-ско-Мазурское воеводство, книга датируется 1861 годом; с фотокопией старообрядческой книги можно ознакомиться на сайте Вармин-ско-Мазурского университета в Ольштыне: Biblioteka cifrowa: Svatcy) и современного Церковного календаря Русской Православной Церкви выявил большие отличия в составе памятей, отмеченных в названных источниках. Так, 1 сентября по старому стилю согласно старообрядческим Святцам почитается память преподобного Иисуса Навина (XVI в. до Р. X.), преподобного Симеона Столпника и матери его Марфы (IV в.), мученика Аифала диакона, Персидского (380 г.), мучениц 40 дев постниц и мученика Аммуна диакона, учителя их (начало IV в.), мученицы Каллисты и братий её мучеников Евода и Ермогена (309 г.). Святцы содержат пять памятей, в которых 8 личных имён. В современном Православном Церковном календаре памятей больше, а имён 15. Соотношение имён за 2 августа - 2 и 40, за 3 августа - 2 и 42. Несоответствие памятей объяснимо, поскольку старообрядческие Святцы содержат имена святых, канонизированных до раскола Церкви [4]. Данный факт свидетельствует о том, что список имён православных святых открыт; в связи с этим актуальным является вопрос о репрезентации конкретного святого в истории Православия, а также о том, каким путём Церковь индивидуализирует сакральные имена. Эта проблема рассматривается в нашей статье на примере ряда агиоантро-понимов, а также частотного в Церковном календаре имени Василий.

Методология и методика исследования. Имена собственные или онимы - это единицы лексической системы конкретного языка, выполняющие специфическую функцию. Особая роль принадлежит именам людей - антропонимам. «Антропоним может быть двуликим: он существует сам по себе и как личное имя конкретного человека. <...> Семантика антропонима определяется общенародными культурными коннотациями. Семантика личного имени определяется закреплённостью его за конкретным членом социума» [9, с. 182]. Антропонимы выполняют идентифицирующую, социальную, культурную функцию, но также кумулятивную, являясь вехами истории этноса [3]. Среди работ, посвящённых имени, важное место занимают исследования сакрального ономастикона, истории канонических имен [13; 14]. Имена святых, функционируя в религиозных текстах различных жанров, в народных представлениях и мифах, приобретают денотативное и коннотативное наполнение, что отражается в терминологической классификации. И. В. Бугаева считает корректным употребление термина агиоантропоним, служащего для именования христианских святых [2]. Данная статья исследует структуру и состав компонентов агиоантропонимов, опираясь на сравнительный анализ имён христианских святых и историко-культурологическое комментирование. Материал исследования и направление его описания соответствуют задачам тео-лингвистики, а именно: осмысление того, как язык функционирует в разных «религиозных контекстах» или «религиозных ситуациях» [16, с. 47].

Результаты исследования и их обсуждение. Полный первоначальный состав православных канонических имён неизвестен, так как Церковный календарь постоянно пополняется. В списке церковных имён, составленном И. И. Срезневским по Минеям XI—XIII веков, 181 мужское и 11 женских имён [12], а в 1988 году зафиксировано 885 мужских и 245 женских имён [1]. Ветхозаветные святые и новозаветные апостолы почитались Церковью изначально, древние христианские мученики почитались как святые по самому факту пролития ими крови за Христа, далее прославления святых отражают историю Поместных Церквей и их традиции. Из вышесказанного следует, что естественно повторение личных имён святых. Так, например, в современном списке святых с именем Варлаам -17, Виктор - 29, Василий -131, Иван - 298.

Антропонимы выполняют различные функции, что позволяет классифицировать их по разрядам: личное имя, данное при рождении, патроним (отчество, имя по отцу или деду), фамилия (родовое или семейное имя), мононим (полное имя без отчества и фамилии), прозвище, псевдоним, криптоним, этноним. Этнонимы не являются собственными именами, однако в определённой социальной среде они могут выполнять функцию прозвища (Турок, Грек, Грузин). У человека может быть несколько имён - гражданское, крестильное, монашеское, схимническое, а также родовое или династическое.

Гражданским именем человек нарекается родителями при рождении; он имеет право сменить гражданское имя, пройдя соответствующие юридические процедуры. Крестильным именем нарекаются при крещении, традиционно оно давалось священником по Святцам в соответствии с именем святого, память которого почиталась в день рождения или крещения. Православные священнослужители своего крестильного имени не меняют, монахи при пострижении нарекаются новым именем. Наречение схимническим именем происходит при пострижении в схиму, что является высшей ступенью православного монашества: монах даёт обет соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Схимы две - малая и великая, и при каждом пострижении монах нарекается заново.

Родовые и династические имена могут быть неканоническими или каноническими, а также нетрадиционными по практике наречения. Так, например, династия российских царей Романовых не соблюдала правила наречения ребёнка по Святцам, установилась иная традиция. В ряду повторяемых мужских имён династии Романовых были Михаил, Николай, Пётр, а также в знак преемственности наречения в династии Рюриковичей - Иван, Фёдор, Дмитрий. Женщины, выходя замуж, входили в династическую семью с новым именем; так, например, мать российского царя Николая II при рождении носила имя Мария-София-Фредерика-Дагмара Датская, а в замужестве - Императрица Мария Александровна [5; 8].

Из сказанного следует, что личное имя святого соответственно его статусу в светской и церковной иерархии может быть неканоническим или каноническим - крестильным, монашеским, схимническим. Так, например, Игорь -оним «варяжского» происхождения, с древнейших времен функционировал как княжеское имя в скандинавской (Ингвар) и древнерусской традиции [7], носит этнокультурное значение. Этим именем был назван сын Олега Святославовича, князя Черниговского, святой благоверный князь Игорь (XII в.). Князь Игорь пережил предательство, пленение, тяжёлую болезнь, принял монашество и, по его воле, пострижен в схиму. Князь Игорь (родовое имя) в крещении был наречён Гэоргием, в иночестве носил имя Гавриил. В истории канонизации он известен под своим родовым именем - святой благоверный князь Игорь Черниговский и Киевский [7, с. 252].

Изложенное выше говорит об определённых правилах наречения святых и о наличии специфических типов онимов. В Православной Церкви сложились традиции наречения святого, которые позволяют идентифицировать конкретную личность при совпадении личного имени. Агиоантропоним не может быть представлен одним компонентом, будь то имя личное или крестильное, или монашеское, или схимническое. При этом слово святой указывает на канонизацию, но не является репрезентативным для церковной практики, поскольку канонизация опирается на свидетельства о духовном подвиге. Духовные подвиги как образ служения Богу множественны, но обобщены согласно чинам святости. В православии сложилась характеристика форм святости, представленная следующими чинами (ликами): Апостолы, Пророки, Святители, Мученики, среди которых Великомученики, Священномученики, Преподобномученики, Страстотерпцы, а также Исповедники, Преподобные, Благоверные, Бессребренники, Юродивые [10]. Обратимся к примерам.

6 ноября по старому стилю день памяти преподобного Варлаама, прославленного Господом даром прозорливости и чудотво-рения (XII в.). Полный агиоантропоним святого - преподобный Варлаам Хутынский, Новгородский чудотворец. Локализаторы Хутынский, Новгородский выполняют конкретизирующую функцию, так как имени святого и названия чина святости недостаточно для идентификации конкретной личности. Русская Церковь чтит память нескольких преподобных святых по имени Варлаам: Варлаам Хутынский (XII), Варлаам Серпуховской (XIV), Варлаам Керетский (XVI) и Варлаам Чикойский (XIX). Всего же с именем Варлаам современный Церковный календарь регистрирует 16 агиоантропонимов.'

Из сказанного выше следует, что чин святости как компонент агиоантропонима не идентифицирует (не опознаёт) конкретную личность. Агиоантропоним - не только личное имя, это апеллятивно-антропони-мический комплекс, идентифицирующий и характеризующий святого [1]. Признак агиоантропонимов - его особая структура (двух-компонентность или многокомпонентность) и содержание компонентов (специфические термины), что, собственно, отличает их от антропонимов. Двухкомпонентный состав агиоантропонимов включает чин святости и личное имя святого; чин святости является обязательным и функционирует как в двухкомпонентных, так и в многокомпонентных структурах; личное имя по происхождению может быть крестильным, монашеским, схимническим или родовым/династическим. Наиболее распространены трёхчленные или четырёхчленные структуры, включающие чин святости + имя + дифференциатор. В качестве последнего функционируют номинаторы, дескрипторы, локализаторы, агномены, когномены, титулы, этнонимы. И. В. Бугаева приводит примеры возможных моделей аги-оанропонимов: чин святости + имя + номинатор: священномученик Зотик пресвитер-, чин святости + имя + дескриптор: преподобный Арсений трудолюбивый; чин святости + имя + локализатор: преподобная Мария Египетская; чин святости + имя + агномен: великомученик Гэоргий Победоносец; чин святости + имя + этноним: преподобный Максим Гсек; чин святости + имя + агномен + титул/ должность + локализатор: святитель Гоиго-рий Двоеслов, папа Римский. Заметим, что двухкомпонентные агиоантропонимы достаточно редки, «в основном они относятся к ветхим и новозаветным лицам и святым, прославленным в первые века христианства» [1]. Например, 1 августа по старому стилю отмечается память святых мучеников Маккавеев, а также матери их Соломонии и учителя Елеазара, принявших в Иудее в 166 году до Рождества Христова смертные муки за закон Господа Вседержителя [11].

Василий - антропоним греческого происхождения («царский», «царственный», «царь»), является одним из самых распространённых имён в истории русского оно-мастикона (о частотности имени в истории русского ономастикона см.: [15]). Как имя христианское, каноническое, оно восходит к именам древнейших святых - Василий Великий (IV в.), Василий Амасийский (IV в.), Василий Анкирский (IV в.). В Церковном календаре Православной Церкви ежемесячно чтится память святых с именем Василий. Так, 1 января по старому стилю почитаются Василий Великий, Василий Анкирский, Василий Витевский. Их полные имена согласно Церковной традиции - святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Капподакийской (379 г.), мученик Василий Анкирский, Кесарийский (362 г.) и священномученик Василий Витевский, пресвитер. Состав агиоантропонимов отличается по количеству и составу компонентов: чин святости святитель именует епископа или архиерея, угодившего Богу праведной жизнью, священномученик - священнослужитель, претерпевший мучения за Христа, мученик - христианин, претерпевший мучения или принявший смерть за веру в Иисуса Христа[1]. В структуре первого агиоантропонима присутствует номинатор архиепископ и локализаторы Кесарии Капподакийской, структура второго агиоантропонима отличается значением чина святости и локализатором, третий агиоантропоним дифференцируется значением чина святости и содержит фамилию (в миру Василий Иванович Витевский, 1873-1938). Как видим, агиоантропонимы противопоставлены не только составом компонентов, но также их значением.

В 2017 году русская Православная Церковь почитает святых с именем Василий 128 раз, в составе агиоантропонимов частотны компоненты священномученик, мученик и новомученик. И только один агиоантропоним содержит чин святости блаженный применительно к святому блаженному Василию, юродивому Христа ради, Московскому чудотворцу (канонизирован Русской Православной Церковью в 1688 г.; память 2 августа по старому стилю).

На Руси почитались Василии Блаженные, их было несколько:

Василий Блаженный, Московский чудотворец (Василий нагой),

Василий Блаженный, Псковский, прозорливый,

Василий Питерский, Блаженный странник (Василий босой),

Василий, Псковский Блаженный, праведник,

Василий Санкт-Петербургский, Блаженный.

Канонизирован только Василий Блаженный, Московский чудотворец, один из самых известных русских святых. Чин святости блаженный в широком смысле понимается как «обладающий блаженным видением». Однако понимание «блаженного видения» в католицизме и православии неодинаково. При различном толковании термина блаженный название чина святости юродивый Христа ради выполняет уточняющую функцию. Юродство как духовный путь известно с древнейших времен: Пророк Исаия в течение трёх лет ходил нагим и босым, привлекая к себе внимание и предупреждая о предстоявшем египетском пленении (Ис. 20:2-3).

Церковный список юродивых Христа ради включает 131 имя. В Русской Православной Церкви почитают 36 юродивых Христа ради. Юродство на Руси имеет свою историю: религиозные подвижники и странствующие монахи под мнимым безумием, скрывая собственные добродетели и навлекая на себя оскорбления, обличали мирские ценности, предупреждали о бедствиях и войнах. Предшественниками юродивых Христа ради были многие пророки Ветхого Завета Библии. «Если в Византии почитание юродивых носит ограниченный характер, то в России оно приобретает весьма широкое распространение. Первым русским юродивым следует считать Исаакия Печерского (ум. в 1090 г.), о котором рассказывается в Киево-Печерском патерике. Далее сведения о юродивых отсутствуют вплоть до XIV века, на XV - первую половину XVII века приходится расцвет подвижничества, связанного с юродством, в Московской Руси. Русские юродивые ориентировались прежде всего на образец Андрея, юродивого цареградского, житие которого получило

исключительно широкое распространение в России и вызвало многочисленные подражания. <...> В Московской Руси юродивые получают большую социальную значимость, они выступают как обличители неправедной власти и глашатаи Божией воли. Юродство воспринимается здесь как полноправный путь святости, и многие юродивые почитаются ещё при жизни»1.

Структура агиоантропонима блаженный Василий, юродивый Христа ради, Московский чудотворец включает 5 компонентов: чин святости + личное имя + чин святости (конкретизирующий) + локализатор + номинатор. Дифференциатор содержит локализатор Московский и номинатор чудотворец. Чудотворцы не являются особым чином святых, но свидетельства о чудесах признаются условием канонизации для всех святых; этот термин в составе агиоантропонима характеризует святых, особо прославившихся чудо-творением.

Многокомпонентные агиоантропони-мы функционируют также в своей неполной структуре: Василий Блаженный, Василий, юродивый Христа ради, Василий Московский. В народе он известен также как Василий нагой, поскольку круглый год обходился без одежды. Усечённые агиоантропонимы репрезентативны для российских христиан, поскольку блаженный Василий, юродивый Христа ради, Московский чудотворец - один из известных и почитаемых русских святых[2] .

Заключение. Индивидуализация сакрального имени святого осуществляется с помощью многокомпонентной структуры агиоантропонимов. Структура и состав компонентов конкретного агиоантропонима зависит от ситуации в системе имён святых, а также отражает историю жизни и духовного подвига святого. Агиоантропоним выполняет не только дифференцирующую функцию, но также информативную, являясь понятийным ядром жития святого.

Список литературы

  • 1. Бугаева И. В. Агионимы в ономастическом пространстве русского языка // Известия на Научен център «Св. Дасий Доростолски». Силистра: Силистра към Русенски университет «Ангел Кънчев». 2006. Кн. 1. С. 78-87.
  • 2. Бугаева И. В. К вопросу о структуре сакрального ономастикона [Электронный ресурс] // Слово. 2010. Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru (дата обращения: 09.04.2017).
  • 3. Горбаневский М. В. В мире имён и названий. М.: Знание, 1989. 208 с.
  • 4. Камалова А. А. Имя святого в Минее (лингвокультурологический очерк) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер. Филологические науки. 2014. № 8. С. 23-27.
  • 5. Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X-XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. М.: Индрик, 2006. 904 с.
  • 6. Лосева О. В. Периодизация древнерусских месяцесловов XI—XIV вв. // Древняя Русь. 2001. №4. С. 15-36.
  • 7. Петрухин В. Я. Древняя Русь. Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры. М.: Языки русской культуры, 2000. Т. 1. С. 13-410.
  • 8. Пчелов Е. В. Антропонимия династии Романовых в XVII в. // Ономастика в кругу гуманитарных наук: междунар. науч. конф. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 2005. С. 203-205.
  • 9. Рут М. Э. Антропонимы: размышления о семантике // Известия Уральского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2001. Вып. 4, № 20. С. 59-64. С. 182.
  • 10. Святые: чины святых [Электронный ресурс] // Русский паломник. Режим доступа: http//www.idrp.ru/ svyatie-lib716 (дата обращения: 09.04.2017).
  • 11. Семь святых мучеников Маккавеев [Электронный ресурс] // Русская православная церковь. Режим доступа: https://www.mospat.ru/calendar/svyat1/aug01-makkaveev-avim-elezar.html (дата обращения: 01.04.2017).
  • 12. Срезневский И. И. Древний русский календарь по месячным Минеям XI-XIII вв. СПб., 1863. Кн. 7. С. 2-21.
  • 13. Супрун В. И. Христианизация русского именника //Христианство. М., 1996. С. 53-58.
  • 14. Успенский Б. А. Из истории русских канонических имен. М.: Изд-во МГУ, 1969. 334 с.
  • 15. Щетинин Л. М. Русские имена. Ростов н/Д.: Ростовский ун-т, 1975. 231 с.
  • 16. Gadomski A., Gadomska Н. Основные направления теолингвистических исследований в современном славянском языкознании // PRACE NAUKOWE. Akademii im. Jana Dlugosza w Cz^stochowie. J^zykoznawstwo. 2015. Z. XI. S. 45-62.

  • [1] Лики святости // Православный Церковный календарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.azbyka.ru/days/p-tip-svjatosti (дата обращения: 20.05.2017). 2 Имена святых, упоминаемых в Месяцеслове [Электронный ресурс] // Православный календарь. -Режим доступа: http://www.days.pravoslavie.ru/ABC/ mw.htm15 (дата обращения: 09.05.2017).
  • [2] Живов В. М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. - М.: Гнозис, 1994. -112 с. 2 Святой блаженный Василий, Московский чудотворец [Электронный ресурс] // Православный календарь. - Режим доступа: https://www.days.pravoslavie.ru/Life/life4366.htm (дата обращения: 09.05.2017).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >