Практики личностной и корпоративной репрезентации Введение

Коллективная монография преподавателей кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций Московского гуманитарного университета «Коммуникативные стратегии личностной и корпоративной репрезентации» -вторая работа, издаваемая в рамках презентации «Школы когнитивных стратегий и технологий коммуникации», оформлением которой занимается кафедра. В книгу включены также исследовательские материалы студентов факультета рекламы. Памятуя о том, что ценность любой науки определяется не только уровнем теоретических обобщений, который она предлагает, но и областью применений ее выводов, практических рекомендаций для всего общества, кафедра определила главные направления своей деятельности в рамках научной школы. Они связаны с формированием интегральной методологии анализа коммуникативного пространства в условиях глобализации и растущей мультикультурности; с созданием теорий, позволяющих распознавать новые тенденции в сфере коммуникаций и объяснять их природу; с разработкой технологий и практик конструирования новых медиапродуктов; с подготовкой научных кадров (магистрантов, аспирантов, докторантов), которые будут развивать заявленное направление научно-исследовательской работы.

Этому предшествовал более чем десятилетний труд преподавателей кафедры, направленный на развитие направления «Деловые культуры в международном сотрудничестве», которое нашло свое воплощение в одноименной специализации в рамках специальности «Регионоведение» в более чем ста дипломах выпускников факультета международных отношений университета, в научных статьях и монографиях, в учебно-методических пособиях и разработках.

Е. Л. Головлева, зав. кафедрой теории рекламы и массовых коммуникаций, директор Высшей школы рекламы МосГУ

I. Практики личностной и корпоративной репрезентации

Рекламная индустрия Западной Европы во второй половине XX века: опыт корпоративной репрезентации

Е. Л. Головлева, канд. ист. наук, зав. кафедрой теории рекламы и массовых коммуникаций МосГУ

История индустрии рекламы свидетельствует о ее мировых и национальных традициях, об эволюции приемов и методов рекламирования, раскрывает особенности ее функционирования в различные исторические эпохи и в разных общественно-политических системах. Реклама существенным образом влияет на ход массово-коммуникационных процессов в обществе. Следуя, по мере своего развития, собственной траектории движения, как особая форма коммуникации, реклама формирует проблемное пространство в виде стратегий и технологий рекламирования в ответ на рекламно-информационные запросы общества. XX век по праву называют «Золотым веком» рекламы. Он стал самым плодотворным периодом в ее истории. Накопленные вековые традиции рекламной практики и потребность в их осмыслении привели к интенсивному развитию научных исследований в области рекламы. Во второй половине XX века в основном завершился процесс институционализации рекламы. В рассматриваемых странах было утверждено рекламное законодательство, правила саморегулировании. Произошло оформление рекламы как профессии. Созданы профессиональные организаций в рекламе на национальном и общеевропейском уровнях

Становление индустрии западноевропейской рекламы включает в себя примеры успешного решения организационных и содержательных задач трехуровневого плана: внутриотраслевого (в рамках отдельно взятой страны), межотраслевого (в рамках индустрии рекламы Западной) и международного (общемировой рекламы). Каждый из перечисленных планов может представлять самостоятельный интерес для формирующихся рекламных индустрий разных стран мира, и, прежде всего, российской индустрии рекламы. Опыт ведущих рекламных западноевропейских стран (Великобритании, Франции, Германии) может быть применен для решения частных проблем собственно рекламной индустрии, например, в области регулирования рекламной практики, построения системы профессиональной подготовки, формирования структуры рекламного бизнеса и так далее. Наконец, практика многонациональной западноевропейской рекламы позволяет судить об эффективных способах осуществления рекламнокоммуникационного сопровождения международных , социальных и бизнес-проектов с применением сложившейся в ЕС системы регулирования и регламентирования рекламной деятельности с учетом фактора культуры. Следует заметить, что реклама каждой из перечисленных стран имеет свою историю, специфику, идентичность. Однако, при всем ее многообразии, опыт западноевропейской рекламы может быть использован в сходном социально-экономическом контексте.

Очевидно, что исследуя рекламную деятельность, индустриальные основы рекламы (институциональный подход) нельзя игнорировать глобализационные процессы (мейнстрим мировой экономики, политики, культуры), а также процессы модернизации, европеизации, отражающие актуальность поиска решений глобальных проблем современности. История рекламы со всей очевидностью показывает ее возможности выступать в качестве эффективного инструмента социальной коммуникации, играть преобразующую роль.

В рассматриваемый период окончательно сформировались основы международной рекламной индустрии, тесно связанные с процессом интернационализации международного бизнеса. Международная реклама является результатом глобализации и интернационализации деятельности транснациональных корпораций, развития новых сфер деятельности, торговых отношений. Развитие международной торговли способствовало не только распространению товаров разных производителей по всему миру, но и развитию мировой рекламной индустрии, сетевых рекламных организаций, формированию единых стандартов и этических норм регулирования рекламной деятельности, совершенствованию рекламной сферы как профессиональной области деятельности, наконец, организации системы профессионального образования в рекламе.

На протяжении всего постсоветского периода возрождения рекламы в России Западноевропейская реклама остается на периферии внимания российских исследователей. В целом общая картина исследований отечественных авторов о западноевропейской индустрии рекламы остается фрагментарной и не систематизированной. Она характеризуется недостатком фактологического материала, и, в основном, строится на базе авторских монографий и других изданных работах российских ученых, практиков рекламы, непосредственно работавших в индустрии рекламы, и переведенных на русский язык материалов, книг западных исследователей.

В зарубежной же исследовательской традиции отчетливо различаются две тенденции во взглядах на рекламу: конкретно-прагматическая и историкокультурологическая. Первая нацелена на оперативную подготовку профессионалов - практиков рекламного дела. К ней относятся переведенные и широко известные у нас труды: Сэндиджа Ч., Фрайбургера В., Ротцолла К., Котлера Ф. Картера К. [1] Менее известны параллельные зарубежные разработки фундаментальных, историко-культурологических взглядов на рекламу, Д.Бурстина (D. Boorstin), Г. Бачли (Н. Buchli), Б.Эллиота (В. Elliott) и других [2]. Обширный исторический материал содержится в специальных изданиях, посвященных рекламной проблематике: «Коммуникация» (Communications), который выходит в свет во Франции с 1961 года, и «Рекламные тетради» («Cahiers de la publicite»), просуществовавший с 1962 до 1968 года. А так же журналы Strategies (1971) и СВ News (1986). Размышления о влиянии рекламы на социальные процессы не прекращаются в 80-90-е годы. Эта тема находит отражение в разработках и трудах британских авторов[3]: К. Майерса, Г. Дайера, Дж. Куррана, Ю. Уильямсон, Р. Уильямса, В. Лейсса, Ст. Клайна, Сут Жали и других. Интерес к рекламе был вызван и продолжающимися острыми дискуссиями в научных кругах о сути и назначении рекламы и нашел свое отражение в целой серии публикаций в специализированных журналах и самостоятельных изданиях.

По мере развития международной рекламы все большую актуальность приобретает ее мультикультурный характер, необходимость ее адаптации для инокультурных аудиторий в разных странах мира. Значение фактора культуры и его влияние на развитие рекламной деятельности целым рядом авторов в основном рассматривается в западной литературе [4].

Автор рассматривает рекламную деятельность как особый вид коммуникационной деятельности людей, который имеет экономическую основу и сопровождает человечество на протяжении всей истории его развития. Наряду с этим он соглашается с тем, что правомерно и такое уточняющее определение, в рамках которого «рекламная деятельность - это меры по реализации маркетинговой политики, конечной целью которых является доведение рекламной информации до целевой аудитории» [8].

По мере углубления этих процессов реклама постепенно превращалась в один из основных способов завоевания рынков сбыта. Развитие рекламы привело к тому, что рекламная деятельность трансформировалась в особый социальный институт, который обеспечивает общественную потребность в рекламных услугах. Производственную основу этого института составляет комплекс деятельностей, который принято определять понятием «индустрия рекламы». В ходе формирования рыночной среды развились различные секторы рекламного бизнеса, что выделило рекламу как самостоятельную деятельность. Совокупность влияния данных факторов инициировала появление и развитие рекламной индустрии. Понятие «индустрия рекламы» стало формироваться с приобретением рекламной деятельностью массового характера. Исследователи рассматривают ее как сложную межотраслевую систему, которая функционирует в составе экономического комплекса и представляется как область профессиональной деятельности, связанной с производством материальной и нематериальной продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

Этимология слова «Индустрия» позволяет судить о том, что «это слово -«индустрия, промышленность» с трудом отрывалось от своего старинного значения «работа, деятельность, мастерство», чтобы примерно в XVIII веке обрести знакомый нам специфический смысл в сфере, где с ним долгое время соперничали слова «ремесло, мануфактура, фабрика». Восторжествовав в XIX веке это слово имеет тенденцию обозначать крупную промышленность» [9]. С современной экономике сложилась развитая целостная система - рекламная индустрия, «основу которой составляет совокупность предприятий, для которых характерны единство экономического назначения изготовляемой продукции, однородность производственно-технической базы, специфичность состава кадров и условий труда» [10]. Отношения, выстраиваемые между участниками индустриального сообщества, государством и обществом опираются на законодательные акты и кодексы в сфере рекламы, принятые как на национальном, так и на международном уровнях.

Современная западноевропейская индустрия рекламы представляет собой устоявшуюся субъектную структуру, которая определяет рекламу как продукт экономической деятельности. В основе функционирования рекламной индустрии лежит производство рекламных продуктов и рекламных услуг. Организация производства в рамках рекламной индустрии, также как и в других отраслях экономики, состоит в развитии специализации и взаимодействия предприятий, обеспечении оптимальной концентрации производства на основе сочетания крупных, средних и малых предприятий, создании отраслевой инфраструктуры, а также системы обслуживания рекламных предприятий, которое осуществляют творческие, исследовательские, маркетинговые, консалтинговые и другие организации. Характерными чертами структурной завершенности рекламной деятельности, позволяющими рассматривать рекламу как индустриальную систему, являются развитие рекламных предприятий различных типов, производящих комплексный рекламный продукт и/или оказывающих только рекламные услуги, становление многочисленного профессионального сообщества, а также вовлеченность в рекламный процесс различных субъектов экономического взаимодействия.

Возрождение и последующее развитие рекламной индустрии стран Западной Европы обусловлены целым рядом перемен в области социально-экономической, политической и культурной политики государств региона в 40-50- годы XX века. В экономике стран Европы происходят существенными структурные сдвиги. Западная Европа становится главным центром международной торговли.

Одним из важнейших факторов, определивших векторы развития западноевропейской рекламы в 40-90 - е годы XX века является процесс европейской интеграции - формирование и последующее развитие Европейского союза. Основы создания послевоенной индустрии рекламы базируются на общих подходах развития европейского сотрудничества стран-членов Совета Европы, принципах демократии и свободы, провозглашенных в целом ряде международных документов: во Всеобщей декларации прав человека[11], провозглашенной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (948 г.), в Европейской Конвенции прав человека (European Convention on Human Rights, 1950 г.). Выявляя закономерности и тенденции развития рекламы в указанный период автор также опирался на документы, определяющие сегодняшние условия и перспективы развития Европейского постиндустриального сообщества и косвенно повлиявшие на темпы и масштабы развития западноевропейской рекламной индустрии, в частности Хельсинский договор о нерушимости границ в Европе (1975 г.) , Маахстритский договор, определивший рамки создания единой валюты ЕС (1992 г.), Амстердамский договор о расширение сферы политического и экономического сотрудничества в Европе (1997 г.). Это позволило обосновать правовые основы и организационную структуру западноевропейской рекламной индустрии.

Процесс оформления современной западноевропейской индустрии рекламы начинается с создания наднациональных региональных организаций и нормативных документов, определяющих нормы и правила рекламной деятельности для всех ее участников. Он продолжается практически всю вторую половину XX века, в 1959 году, когда в Осло по инициативе скандинавских, французских, немецких и британских рекламных агентств учреждается Европейская ассоциация рекламных агентств. Главной целью создания западноевропейской структуры рекламной индустрии стояла задача выработки норм и правил рекламной деятельности, позволявших взаимодействовать рекламам стран региона. В 1961 году существовавшая к тому времени система саморегулирования и дисциплины была скорректирована с учетом особенностей и интересов всех видов медиа: прессы, радио и телевидения. В период между 1960-ми и 1970-ми годами многие страны приняли отдельные профессиональные кодексы или адоптировали их в национальных рекламных законодательствах. В конце 70-х годов понятие саморегулирования выходит за рамки рекламной индустрии. Восприняв этот опыт другие отрасли экономики стали его применять. 1979 год стал поворотным для европейского рекламного сообщества в осмыслении реалий сложившегося европейского рынка и возможностей производителей свободно продвигать и рекламировать товар. Это стало предметом многочисленных дискуссий и обсуждений в европейских международных Ассоциациях, действующих в области маркетинговых коммуникаций, прошедших определенный путь институционализации. Их назначение «было реализовано в контексте наиболее важных изменений, одним из которых стало перераспределение зон влияния между государством и частными компаниями, между стандартами государственных услуг и интересов и частными интересами, между государством и рынком, между национальным государством и международным сообществом. Это происходило в контексте, установления нового баланса сил: между правилами, выработанными государством, и саморегулированием» [12]. Саморегулирование в Западной

Европе имеет давнюю историю, свои традиции и может служить примером с точки зрения организации саморегулирования и последовательной реализации основного его принципа.

Основным документом саморегулирования является «Международный кодекс МТП (Международной торговой палаты), инициированный в 1938 году. Международная рекламная деятельность управляется, регламентируется и контролируется международными организациями в рекламе. К 1978 году в Западной Европе действовала межпрофессиональная группировка, включившая в себя Европейскую Ассоциацию Рекламных Агентств (ЕААА), Международный Союз Ассоциаций Рекламодателей (IUAA), многочисленных европейских представителей других организаций: Международной Федерации издателей газет, Международной Федерации периодической печати, Европейской группы телевизионной рекламы.

В 1980 -е годы формируется система европейских профессиональных организаций (Европейский рекламный трипартит (ЕАТ), Европейская федерация наружной рекламы (FEPE), спустя два года, Европейская ассоциация директ-маркетинга (EDMA). ЕАТ с первых дней своего существования стал единственным выразителем рекламных интересов всех участников индустрии на европейском уровне. Он защищал общие интересы индустрии в европейских институтах власти. Всемирная же ассоциация рекламы (IAA) старалась разрешать проблемы индустрии в общемировом масштабе.

В июне 1991 года был основан Европейский Альянс рекламных стандартов (EASA) - основная организация саморегулирования западноевропейской рекламы, которая объединяет все национальные организации саморегулирования региона.

Особым образом осуществляется регулирование рекламной деятельности на межгосударственном уровне в Европе. Комиссия ЕС постоянно проводит работу по сближению и гармонизации законодательств стран - участников сообщества по рекламной деятельности. Послевоенное строительство западноевропейской индустрии рекламы напрямую связано с социально-экономическими и политическими преобразованиями, и реформами, которые характеризуют направления развития региона Западной Европы и касаются процесса построения Европейского Союза. Следует выделить четыре периода ее развития с 1945 по 2000 годы. Первый период (1945 - 1957 гг.) связан с послевоенным восстановлением экономик европейских стран и активным участием государства в развитие структуры национальных индустрий рекламы и завершается образованием Европейского Союза. Второй период (1957 - 1973 гг.) - время интенсивного, вплоть до 1973 года, развития рекламной индустрии Западной Европы, крупных инвестиций в рекламу и коммуникации бизнеса. Этап, завершившийся разразившимся масштабным экономическим кризисом, который привел к падению рекламных инвестиций. В 1968 году в Париже создана Международная ассоциация советников политическим коммуникациям. В 1978 году INSEE впервые было проведено исследование некоторых вопросов состояния рекламной индустрии, посредством анкетирования работников рекламных агентств. Третий период (1973-1980 гг.) характеризуется интенсивным развитием международных сетевых рекламных и медиакомпаний (консорциумов и конгломератов СМИ), сетевых международных рекламных структур. Четвертый период (1981-2000 гг.) связан с интенсивным развитием международной рекламы, появлением новых видов коммуникации, создавших предпосылки для совершенствования рекламной деятельности за счет развития и внедрения коммерческого телевидения (телевизионная реклама), рекламы в Internet, электронных СМИ. Реклама становится интерактивной, появляются новые цифровые рекламоносители.

Таким образом, западноевропейская индустрия рекламы является материальным воплощением новых задач рекламы в послевоенный период, репрезентирующей основой рекламной деятельности. Она может быть представлена как профессиональная трансграничная мультикультурная сфера деятельности, которую, с учетом масштаба ее географического распространения и социально- экономической значимости можно определить термином «рекламная глобализация» и, тем самым ввести в научный оборот понятие «Рекламная глобализация», которая наряду с «культурной» и другими типами глобализации позволим детерминировать суть происходящих массовокоммуникационных процессов и информационных потребностей социума.

В рамках традиционно сложившихся точек зрения, рекламная индустрия представляется как сложная межотраслевая система, которая функционирует в составе экономического комплекса и представляется как область профессиональной деятельности, связанной с производством материальной и нематериальной продукции, выполнением работ и оказанием услуг. Однако в современных условиях, с учетом интенсивного развития международной рекламы, западноевропейская индустрия рекламы, по нашему мнению, может рассматриваться в более широком смысле и представляет собой совокупность национальных (страновых) индустрий рекламы региона, объединенных единой политикой в области массовых, и в том числе маркетинговых коммуникаций, которая находит свое выражение в целенаправленной деятельности всемирных и региональных международных организаций в сфере рекламы, в международных документах, определяющих нормы и правила регулирования (на национальном уровне) и саморегулирования (на национальном и международном уровнях) в рекламе, учитывающих интересы потребителя и реализующих профессиональную подготовку кадров в области рекламы.

Характерными чертами западноевропейской рекламной индустрии второй половины XX века стали: высокие темпы развития, особенно с 1950 по 1973 гг., а, затем, в 80-е годы, в период нового роста рекламных инвестиций; сформированный современный инструментарии, которые представляется набором новейших средств, форм и методов воздействия на целевые аудитории; высокая степень научной обоснованности, позволяющая рекрутировать огромные материальные, технические и интеллектуальные ресурсы. Реклама становится развитой индустрией, разветвленной отраслью экономики, важным сегментом западноевропейского общего рынка. В рекламную сферу деятельности региона вовлечены десятки тысяч специалистов, на рекламном рынке действуют сотни многопрофильных рекламных организаций, реализующих широкий спектр услуг, на основе современных научных достижений, методов организации рекламно-информационной деятельности, с использованием современных коммуникационных и производственных технологий.

Рассматриваемый период характеризуется такими доминантными чертами как концентрация и централизация деятельности рекламных организации. Формирование крупных международных агентств как новой организационной формы деятельности в рекламе начинается в первой половине XX века. Но их интенсивное развитие связано с послевоенным экономическим восстановлением в 50-е годы, когда реклама становится одной из важных направлений экономической деятельности. В рекламной сфере происходит упорядочение организационных структур агентств. По мере интернационализации деятельности рекламные агентства, следуя за рекламодателей на новые рынки, развивают свои структуры, формируют международные сети. В конце 80-х годов на международном рынке действует несколько типов рекламных организации: международные сетевые группы; независимые рекламные агентства и их конфедерации; специализированные рекламные структуры (медиа-агентства).

Процесс формирования архитектуры западноевропейской рекламы представляет собой пример успешного решения внутриотраслевых организационных и содержательных задач и проблем межстранового взаимодействия в сфере международной рекламы (в контексте деятельности ЕС во 2-ой половине XX века). Сама же Европейская индустрия рекламы не является жестко структурированной линейно-иерархической структурой. Тем не менее, это наднациональное образование действует на основе единого европейского законодательства и политики в области рекламы, которые имеют приоритет перед национальными государственными решениями в этой области. При этом решения на всех вышеуказанных уровнях, как показала практика, не противоречат, а дополняют друг друга.

Таким образом, алгоритм функционирования западноевропейской индустрии рекламы может служить моделью организации делового взаимодействия различных акторов международной рекламной деятельности, отличающихся своей страновой историей, организационно-правовыми формами ведения бизнеса, историей предпринимательской деятельности и другим, и позволяет принимать тактические и стратегические решения по важны вопросам регионального (западноевропейского) развития.

Во второй половине XX века сформировалась система западноевропейских рекламных организаций, призванных регулировать рекламную деятельность на международном уровне и способствовать развитию отрасли. К международным региональным организациям относятся: Европейский рекламный трипартит (European Advertising Tripartite, EAT, прекративший свое существование) - организация, представляющая интересы трех участников рекламного процесса: рекламодателей, рекламных агентств и средств массовой информации (прекратил свое существование в 2004 году); Европейский Альянс Рекламных Стандартов (The European Advertising Standards Alliance (EASA), Европейская ассоциация коммуникационных агентств (ЕАСА); Европейская ассоциация брэндов (AIM) и другие. Наиболее значимым региональным документом, определяющим особенности саморегулирования, нормы и правила поведения в рекламе является Практический Кодекс или комплекс принципов, которые регулируют содержание рекламы, принятый Европейским Альянсом по рекламным стандартам (European Advertising Standards Alliance). Действуют специализированные международные организации СМИ: Europien Group of Television Advertising (EGTA), Association of Coerciel Telev ision in Europe (ACT), Federation Europeenne de la Publicite Exterieure (FEPE); и профессиональной подготовки кадров: Европейский форум рекламного образования (AEF) и другие.

Одновременно с саморегулированием, в Европе развивается новый процесс - сорегулирование, когда государство и общество определяют свои социально-политические цели и оставляют для рекламной отрасли место, чтобы она сама могла вырабатывать методы для достижения этих целей. Таким образом, рекламная отрасль, рекламодатели и СМИ с помощью саморегулирования и сорегулирования осуществляют свою ответственность перед обществом.

Список литературы

  • 1 См.: Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. М. 1989; Котлер Ф. Основы маркетинга. М. 1990; Картер К. Эффективная реклама. М. 1991 (переиздание М. 1997).
  • 2 См.: D. Boorstin. Advertising and American civilisation. Advertising and Society. New York. 1974. H. Buchli. 6000 Jahre Werbung. B. 1-4. Berlin. 1962-1966. B. Elliott. A History of English Advertising. London. 1962. Ch. Goodrum and H. Dalrymple. Advertising in America. The first 200 Jears. New York. 1990; H. Sampson. A History of Advertising from the earliest Times. London. 1874; E. Paneth. Entwiklung der Reklame vom Altertum bis zum Gegenwart. Munchen und Berlin. 1926. Presbrey F. The History and Development of Advertising. New York. 1968.
  • 3 Cm.: Myers, K.. Understains: The Siense and Seduction of Advertising. London: Comedia, 1986; Dyer, G. Advertising in Communication, London: Routlege, 1982; Curran, J. The impact of advertising on the British mass media./ZMedia.Culture and Society, 3, 1(1981) pp.43-6; Williamson, J. Decoding Advertisements. London: Marion Boyarsm, 1978.; Williams, R.Advertising: The Magic Systeme’ in R. Williams (ed.) Problems in Materialism and Culture: Selected Essays. London: Verso, 1980, pp. 170-195.; Leiss, W., Kline, S., Jhally, S. Social Communication in Advertising, 2nd edn. London Routlege, 1981.
  • 4 Cm.: Demorgon J. Complexcite des cultures et de 1’interculturel. P.: d.Economica, 1996. Hall E.T. Silent Language. N.Y.: Doubleday, 1959. Hall E. T., Hall M. R. Understanding Cultural Differences: Germans, French and Americans;

Intercultural Press, 1990; Harris P. R., Moran R. T. Managing Cultural Differences. Houston, TX: Gulf Publishing Co, 1996; Hofstede G. Cultures Consequences: International Differences in Work-Related Values. Beverly Hills: Sage Publications, 1984. Hofstede G. Cultures and Organizations. New York: Harper Collins Publishers, 1994; Hofstede G. The Cultural Relativity of Organizational Practices and Theories. I I Journal of International Business Studies, Fall, 1983; Maletzke Gerhard . Interkulturelle kommunikation. Opladen. 1996; Multicultural Education: A Cross-cultural Training Approach // Ed. by M.D. Puesch. Chicago: Intercultural Press, Inc. 1974.

  • 5 Cm.: Chessel M.-E, L'emergence de la publicite. Publicitaires, annonceurs et affichistes dans la France de 1'entre-deux-guerres, these de doctorat, Histoire et civilisation, Florence, Institut universitaire europeen, 1995, vol. 1, p. 119-181; Pavis F., Sociologie d'une discipline heteronome. Le monde des formations en gestion entre universites et entreprises en France. Annees 1960-1990, these de doctorat de sociologie, Universite Paris I, 2003, p. 386-397; Fauduet F. Les publicites autoreferentielles: la proposition d’un nouveau MF contrat de communication publicitaire face a la delegitimation des publicites classiques. SORGEM. 1995 ; Martin M. Contribution a 1’histoire des joumalistes et du joumalisme en France (XIXe-XXe siecles) et a 1’histoire de la publicite en France. These d’histoire, Univ. Paris X, 1992. http://corail.sudoc.abes.fr/DB=2.1/SET=14/TTL=l/SHW?FRST=8 (Дата обращения - 24 апреля 2013 г.)
  • 6 Реклама за рубежом. Составитель Седельников И.С. М., 1977., С.35.
  • 7 Краткий словарь иностранных слов / под редакцией Лехина И.В., проф. Петрова Ф.Н., М., 1950., С. 312.
  • 8 Шарков Ф.И. Современные маркетинговые коммуникации. Словарь -справочник., М., 2006., С.231
  • 9 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV -XVIII .2, Игры обмена.- М.: Прогресс, 1988., С.290.
  • 10 Рекламная индустрия. Теория и практика рекламной деятельности. [Электронный ресурс] // Индустрия рекламы. URL: http://adindustry.ru/doc/1220 (обращение 16.04.2013 г.)
  • 11 Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А(1П) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/declhr.shtml (обращение 28 ноября 2012 года).
  • 12 Mattelart A., Palmer М. Shaping the European advertising scene.// Reseaux. Communication - Technologie - Societe., 1993., Volume 1, №1, (1 l-25p.) - P. 11.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >