Правовые вопросы профессиональной компетенции судей при рассмотрении в арбитражных судах административных споров
Т. И. Отческая -
профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин
Тюменской академии мировой экономики, управления и права, судья Федерального арбитражного суда
Западно-Сибирского округа,
доктор юридических наук, профессор
Аннотация. В статье рассмотрены проблемные вопросы, связанные с профессиональной компетентностью судей при рассмотрении в арбитражных судах административных споров.
Ключевые слова: защита прав юридических лиц, компетентность, компетентный судья, административный спор, уровень профессиональной подготовки судей.
В соответствии с действующим законодательством для отправления правосудия государство должно иметь высококвалифицированный судейский корпус. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы профессиональной компетенции судей. Любая правовая конфликтная ситуация, которая рассматривается в суде, требует от судьи знания законодательства, умения его применить, профессионализма в общении со сторонами, исследовании норм права и доказательств по делу, в судейском усмотрении.
При рассмотрении даже обычного, казалось бы, спора суд должен учитывать многое. Так, общество с ограниченной ответственностью «Стайер» обратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области о признании недействительным постановления, которым обществу было назначено административное наказание по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (за нарушение установленного порядка реконструкции объекта капитального строительства) в виде штрафа в размере 500 тыс. руб.
При рассмотрении данного дела установлено, что обществом без получения соответствующего разрешения была осуществлена реконструкция объекта капитального строительства. Отказывая в удовлетворении заявленных ООО «Стайер» требований, арбитражные суды исходили из того, что факт совершения обществом правонарушения, вина в его совершении подтверждены материалами дела, нарушения порядка привлечения его к административной ответственности отсутствуют. Заключая договор подряда со сторонней организацией, ООО «Стайер» не было освобождено от обязанности получить разрешение на строительство, не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований, установленных нормами законодательства, не представило доказательств отсутствия у него возможности для соблюдения нарушенных норм. Выводы судов о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения суд кассационной инстанции признал обоснованными[1].
По мнению Д. А. Медведева, «судебный корпус должен пополняться и обновляться высоко квалифицированными, хорошо подготовленными кадрами». Квалификация и компетентность применительно к характеристике уровня профессиональной подготовки используется относительно недавно. Компетентность определяется как совокупность знаний и умений, позволяющих профессионально выполнять свою деятельность.
В современном понимании компетентность и компетенция являются взаимодополняемыми и взаимообусловливаемыми понятиями и рассматриваются в следующих аспектах: 1) обладание
знаниями и сведениями в определенной области, позволяющими судить о чем-либо; 2) обладание компетентностью, правомочиями. В Кодексе судейской этики[2] особое место уделено компетентности судьи: компетентность судьи, уровень его профессиональной подготовки являются необходимыми условиями надлежащего исполнения судьей своих обязанностей по осуществлению правосудия. Работа судьи, как никакая другая, связана с человеческими отношениями. Так, индивидуальный предприниматель Жусупов Т. И. обратился в арбитражный суд с иском к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства о взыскании 1 695 244 руб. убытков. Решением от 3 июня 2013 г. Арбитражного суда Тюменской области в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с указанным решением, ИП Жусупов Т. И. обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Апелляционным судом апелляционная жалоба ИП Жусупова Т. И. возвращена, поскольку отклонено ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины. В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ИП Жусупов Т. И. просил отменить определение суда апелляционной инстанции от 2 августа 2013 г., ссылаясь на нарушение норм процессуального права, и направить дело на рассмотрение в апелляционный суд. Суд кассационной инстанции при рассмотрении дела в соответствии со ст. 286 АПК РФ проверил, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Согласно абз. 2 п. 5 ч. 1 ст. 264 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции возвращает жалобу, если отклонено ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины или об уменьшении ее размера.
Материалами дела подтверждено, что, подавая апелляционную жалобу, ИП Жусупов Т. И. заявил ходатайство о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины, мотивируя это тяжелым финансовым положением. Поскольку ИП Жусуповым Т. И. в нарушение требований положений п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 марта 1997 г. № 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине»[3] не был приложен к апелляционной жалобе подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты, апелляционный суд обоснованно отклонил ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины и возвратил апелляционную жалобу. Суд кассационной инстанции признал выводы суда апелляционной инстанции правомерными Занимаясь исследованием взаимоотношений граждан в экономической и иных сферах, сталкиваясь нередко с самыми неприглядными их проявлениями, судья должен суметь сохранить личную невосприимчивость (иммунитет) к отрицательным влияниям и избежать их влияния на себя, искажения своей личности, так называемой профессиональной деформации, которая может проявляться в трансформации бдительности в излишнюю подозрительность, придирчивость, недоверие к любому оступившемуся человеку
Вопрос о качественном судейском корпусе актуален для многих стран мира. Так, Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев в своем выступлении на шестом съезде судей, прошедшем в ноябре 2013 г., отметил позитивную деятельность судебной системы и выделил проблемные аспекты, требующие пристального внимания. Одной из таких проблем он назвал несовершенство кадровой политики в системе правосудия и указал на то,
что недостаточно высоки барьеры от проникновения в суды не чистых на руку лиц[4]. Вся деятельность судьи в очень большой степени подчиняется общественным нормам и социальным ожиданиям. От человека в мантии окружающие справедливо ждут строго определенного рода поведения - справедливости, соучастия, помощи, защиты. Судья всегда работает под пристальным вниманием людей, потому что он представитель власти и закона. В этой связи совершенно обоснованно разработаны на законодательном уровне требования, предъявляемые к кандидатам в судьи
Возрастной ценз для претендента на занятие вакантной должности судьи в Российской Федерации и в Республике Казахстан составляет 25 лет. Многие ученые и практические работники не согласны с таким цензом, и ими обосновывается необходимость повышения возрастного ценза для кандидатов в судьи. Во все времена судья был лицом уважаемым, и его неотъемлемыми качествами считались мудрость, знания и жизненный опыт. Мудрость
и жизненный опыт достигаются с возрастом и в результате упорного и кропотливого труда. Статистика свидетельствует, что средний возраст судей судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляет от 40 до 50 лет, среди судей районного звена доля судей в возрасте 25-30 лет -4%, 30-40 лет - 34 %*. По словам Председателя Высшего Судебного Совета Республики Казахстан, средний возраст тех, кто был впервые назначен на должность судьи, составляет 34 года[5] . С возрастным цензом неразрывно связано требование о наличии стажа работы по юридической профессии. В Российской Федерации кандидату на должность судьи необходимо иметь пятилетний стаж работы по юридической профессии, а в Республике Казахстан - всего два года
С вопросом о наличии стажа и опыта работы в качестве судьи неразрывно связан вопрос о судейской карьере. Под судейской карьерой понимают движение судьи по служебной лестнице судейских должностей (судья - член президиума суда - председатель судебного состава - заместитель председателя суда - председатель суда). Вместе с тем в законодательстве Российской Федерации не содержится определения судейской карьеры, однако существуют квалификационные классы и квалификационная аттестация судей. В Республике Казахстан, например, квалификационные классы были упразднены.
Однако в обоих государствах предусмотрены требования о сдаче квалификационного экзамена и прохождении стажировки. В Российской Федерации от сдачи квалификационного экзамена освобождаются лица, имеющие ученую степень кандидата или доктора юридических наук, которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», в Республике Казахстан - лица, окончившие специализированную магистратуру[6]. По этому вопросу заслуживающей внимания представляется позиция М. И. Клеандрова, который считает, что проверка знаний должна проводиться не на уровне обычного экзамена в вузе, а на уровне как минимум кандидатского экзамена по специальности с учетом знания судебной практики, теории и т. д.
Обоснованным является предложение о 4-месячной стажировке кандидата на должность судьи в период после принятия квалификационной коллегией судей решения о рекомендации гражданина на должность судьи до выражения председателем соответствующего суда согласия (несогласия) с назначением кандидата.
Представляется, что гражданин, обладающий ученой степенью кандидата или доктора юридических наук, может быть освобожден от сдачи квалификационного экзамена на должность судьи. Вопрос о соответствии темы диссертационного исследования объявленной специализации мог бы быть решен квалификационной коллегией судей, которая также могла бы дать оценку научной деятельности кандидата в период после присуждения ученой степени до момента заседания квалификационной коллегии: учет преподавательской деятельности, наличие у автора монографических работ, научных публикаций и т. д.
В Конституции Российской Федерации нашло отражение понимание социального предназначения правосудия как системы, направленной на защиту прав и сохранение правопорядка, обеспечение стабильности и прочности отношений гражданского оборота и публичных правовых отношений[7]. Государство заинтересовано в эффективной деятельности третьей власти - судебной. Это возможно при условии, что носители судебной власти - судьи будут обладать высоким уровнем профессиональной компетентности.