ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Апухтина Е. В.

Праздничная культура уже более ста лет является объектом внимания многих исследователей. Философы, этнографы, искусствоведы, историки, культурологи избрали предметом своего анализа праздничную культуру в ее различных проявлениях, рассматривая социокультурную полифункциональность праздника (это и светские, и церковные праздники в разное время истории). Праздники играют чрезвычайно важную стабилизирующую роль в обществе, поскольку выполняют широкий спектр социокультурных функций. Среди них - мировоззренческие, идеологические, стабилизирующие, социализирующие, коммуникативные, развлекательные и компенсаторные функции, что доказывают работы не скольких поколений исследователей (И. М. Снегирев, А. Н. Веселовский, А. Геннеп, О. М. Фрейденберг, Й. Хейзинга, К. Жигульский, В. Я. Пропп, М. М. Бахтин и другие). Как указал М. Элиаде, человек ощущает психологическую потребность периодически выходить из временного потока повседневности и погружаться в особое время, «в вечное настоящее», которое происходит на праздниках [6, с. 57-60]. Поэтому праздник - одно из древнейших и неистребимых явлений.

До конца XIX века ни у наших соотечественников, ни у зарубежных авторов не было стремления к научному обоснованию феноменологической сущности праздника. Понятие «праздник» рассматривалось как нечто радостное, светлое, веселое и представляющее собой антитезу будней, скуке, однообразию («а завтра то же, что вчера»). Так в основном понимали праздник историки в XIX веке и потому определили его как «свободное время». В начале XX века исследования праздничной культуры приобрели комплексный подход, и на смену вышеозначенному пониманию праздника пришла новая серия категориальных дефиниций, в которых уделялось внимание разъяснению социальной и культурной сущности праздника. Исследование праздника в контексте социокультурной деятельности прежде всего принадлежит таким ученым, как Д. М. Генкин, В. Д. Пономарев, А. А. Конович, О. Л. Орлов, А. И. Мазаев. Современные авторы понимают под праздником социокультурное явление особого рода, для которого характерно единство социально- психологической и художественно- эстетической сторон, единство реального содержания и художественной формы, которые взаимодействуют и взаимодополняют друг друга [1, с. 155-156] .

Остановимся на ряде социокультурных исследований в данной области. Так, например, наиболее перспективным представляется определение праздника, данное в работе А. И. Мазаева: «праздник - коммуникация по поводу свободы» [7, с. 30]. Оно дает возможность исследования праздника как социокультурного явления, определения социокультурного значения праздника.

Социолог К. Жигульский представил теоретико-обобщающее исследование праздника, в котором раскрыты классификация, типология, а также аксиологическое значение праздника, определено место праздника в жизни человека и общества: «Именно праздник в значительной степени синтезирует все ценное, что накоплено в мировой культуре... Праздник - зеркало своей эпохи» [4, с. 5].

В конце 70-х гг. XX века Д. М. Генкин стал самым крупным исследователем массовых праздников, изучавшихся с точки зрения культурно-просветительной работы. К 1979 году он был автором 17 крупных публикаций по этой проблеме. Он изучал массовые праздники как социальное и культурное явление, исследовал их с точки зрения педагогики и даже выработал педагогическую программу массового праздника. Цель его диссертации [8] состояла в рассмотрении организации массового праздника как целостной воспитательной теории.

Из общего ряда публикаций советского времени по праздничной культуре выделяется монография А. А. Коновича [9]. Она не была подвержена конъюнктуре того периода и отличалась исследовательским профессионализмом. Монография была основана на богатом фактическом материале. В ней рассматривались проблемы становления и развития праздников в Советском Союзе. Автор рассматривал процесс понимания празднично-обрядовой культуры в СССР с культурологических позиций. Особенностью монографии было то, что в ней делался акцент на театрализованные представления, учитывавшие исторический опыт и традиции, сложившиеся за годы советской власти.

О. Л. Орлов в своих работах исследовал праздничную культуру города, особенности праздничного календаря, а также праздничную культуру России в целом. В его монографии представлена самая подробная библиография проблемы российского праздника. С одной стороны, это необходимый материал, на основе которого формируется авторское представление о степени разработки проблемы, с другой - эта библиография представляет собой вполне автономное исследование, дающее возможность использовать его как стартовую площадку для дальнейшего продвижения вперед.

Задача этой статьи - проанализировать прежние достижения, современное состояние проблемы и сделать первый шаг навстречу новому пониманию проблемы российского праздника [5].

Наряду с работами, содержащими социокультурные исследования, есть ряд работ, которые раскрывают этнокультурное значение праздничной культуры. В них авторы рассматривают праздник как один из способов приобщения людей к культуре своего народа, возрождения традиций. Например, в работе М. И. Васильева рассматривается модель праздника, под которой следует понимать весь набор его составных элементов, взятых в совокупности и взаимосвязи [2, с. 17]. Это подготовка к празднику, приготовление праздничных блюд, проведение праздничного гулянья, иногда даже устроение ярмарочных рядов. Обязательное наличие всех этих структурных частей никоим образом не предполагает жесткого соблюдения между ними таких же пропорций, какие были в прежние эпохи, оставляет за его устроителями право изменения отдельных деталей и объемов нагрузки на тот или иной структурный элемент. В зависимости от конкретных условий, по мнению автора, можно расширять или умень шать тот или иной блок праздника. Так, например, практика показала, что в связи с утратой современными людьми традиционной культуры гуляний следует значительно увеличивать игровой блок, чтобы люди почувствовали себя раскрепощенными и скорее восприняли возрождаемый праздник как нечто органично входящее в их жизнь. В своей работе М. И. Васильев также утверждает, что для того, чтобы быть действенным инструментом сплочения и духовного развития российского общества, современный праздничный календарь должен обязательно сохранить в своем составе многие праздники традиционного «местного» календаря. Автор напоминает, что работа по воссозданию традиционных праздников имеет свою специфику, и только знание их истории и особенностей позволит вновь вдохнуть жизнь в то, что составляет российское национальное достояние и незаслуженно предано забвению [2].

Социокультурное и этнокультурное значение праздника раскрывается в работе В. М. Григорьева [3], где он рассматривает взаимосвязь игры и праздника, как в принципе и было в древности, когда праздники были игровыми, в отличие от индустриальной эпохи с ее принципом специализации, когда игра и праздник во многом обособились друг от друга. Утвердились официальные торжества, чуждые игре, улыбке. Они все больше вытесняли веселые игровые праздники, а с ними и многие игры, бытовавшие преимущественно как праздничные, например, хороводные игры, переплясы. Автор объясняет необходимость интеграции игры и праздника из-за их способности дополнять друг друга тем, что у одного из них отсутствует или имеется в недостатке. Так, праздники давно завоевали высокий статус, а отсюда легче получают для себя средства, время, место, оформление, режиссеров и другое обеспечение, чего не имеют пока большинство игр.

С учетом опыта самых различных празднований, В. М. Григорьев определяет праздник «как чествование памятного или нового радостного события путем специального выделения свободного (праздного, порожнего) от обычных дел времени и места с осуществлением целых комплексов особых праздничных действий: провозглашение праздника, поздравления с вызвавшим его событием, приглашения гостей, нарядного оформления места и его участников, музыки, развлечения зрелищами, играми и многого другого, что превращает праздник в запоминающееся радостное событие. Праздники, организованные таким образом, стараются повторить, превратить в традиционные» [3, с. 7-8].

Несмотря на то, что в настоящее время существует множество работ, посвященных изучению праздничной культуры и, в частности, праздничного календаря, следует отметить, что большинство из них несет историко-описательный характер. В исследовательской же практике праздничный календарь никогда не рассматривался в контексте формирования досуговой культуры личности.

Следовательно, цель, определяющая стратегию нашего исследования, состоит в изучении праздничного календаря города как педагогической стратегии формирования празднично-игровой, досуговой культуры населения.

Данная цель обусловливает необходимость решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач:

  • 1. Сравнительный анализ истории, теории и современной практики развития праздничных форм культуры.
  • 2. Исследование структуры населения города и присущих ему праздничных традиций.
  • 3. Создание и реализация методики социально-культурного проектирования праздничного досуга населения.

Таким образом, основу формирования комплексной педагогической стратегии исследования праздничного календаря будут составлять культурообразующие, феноменологические основы праздника, которые заключаются в выполнении им широкого спектра культуротворческих функций (мировоззренческие, компенсаторные, идеологические, стабилизирующие, социализирующие, коммуникативные, развлекательные). Праздничный календарь именно в этом полифункциональном многообразии выполняет главное культуротворческое предназначение - формирование и реализация досуговой культуры человека.

Литература

  • 1. Белоусов Я. П. Праздники старые и новые: Некоторые философские аспекты проблемы исследования. - Алма-Ата, 1978. - 190 с.
  • 2. Васильев М. И. Местные праздники в системе праздничной культуры русского народа: традиции и современность, http://www.ino-center.ru/dos/report 2003. dos С. 17.
  • 3. Григорьев В. М. Народные игры и праздники в России. - 2-е изд. - М., 1994.- 140 с.
  • 4. Жигульский К. Праздник и культура. - М., 1985. - 336 с.
  • 5. Орлов О. Л. Праздничная культура России. - СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств, 2001. - 160 с.
  • 6. Элиаде М. Священное и мирское. - М., 1994. - 246 с.
  • 7. Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования. - М.: Наука, 1978. - 392 с.
  • 8. Генкин Д. М. Социально-педагогические основы массового праздника: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук / Д. М. Генкин. - Л., 1979. - 36 с.
  • 9. Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР / А. А. Коно-вич. - М: Высш, шк., 1990. - 208 с.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >