Церковь - благодатное сообщество

Благодать

Все Божественные реальности, воплощенные в Богочеловеке Христе, непрерывно изливают из себя бесчисленные и неизмеримые Божественные силы, энергии, необходимые человеческому существу для спасения, для обожения, для охристовления, для воцерковления, для одуховления, для отроичивания, для обогочеловечивания и называются одним словом — благодать (xdpig). Все Божественные силы во всех своих проявлениях обладают Богочеловеческим характером и Богочеловеческими свойствами. Тем самым они всем своим существом — в Богочеловеческом теле Церкви, от него и через него. В Церкви все Богочеловеческое, ибо все принадлежит Богочеловеку. В Церкви нет ничего, что бы было вне категории Богочеловечного и Богочеловеческого. Наше спасение, или наше обогочеловечение, есть не что иное, как наше непрерывное облагодатствование. В Церкви и Церковью благодать — безбрежный океан Божественных, Богочеловеческих, обогочеловечивающих, охристовляющих, отроичивающих сил, энергий, которые непрестанно действуют и творят в Богочеловеческом организме. Богочеловек Христос, Который есть Церковь, даровал нам все Божественные силы, необходимые людям для жизни и благочестия в обоих мирах (ср. 2 Пет. 1,3-4; 1 Кор. 1, 24; 2,4-5).

Перед Богочеловеком и как Личностью, и как Церковью стоит человек со своей боголикой природой. Созданный боголиким, человек обладает боголикой свободой. Эта свобода имеет колоссальный, неизмеримый масштаб. По своей свободной воле человек может даже и Бога отвергнуть и принять диавола. И еще: человек может стать и «богом по благодати», но и диаволом

1

Распространенное святоотеческое выражение, встречающееся у свв. Афанасия Великого, Кирилла Александрийского, прп. Симеона Нового Богослова и др. отцов. — Ред.

по свободному произволению. Естественно и богомудро употребляемая, свободная воля приводит человека к Богу и соединяет с Богом, злоупотребляемая — она приводит человека к диаволу и соединяет с диаволом. История рода человеческого — красноречивое свидетельство этому. Бог для того и стал человеком, чтобы как Богочеловек, в Богочеловеческой Своей Личности, показать человеку и научить человека, как можно богомудро руководить своей свободной волей, благодатью выстроить из себя благодатного, христоликого человека и достичь полной бого-ликости своего существа. Чтобы для достижения этой цели дать человеку необходимые Божественные силы, Он на Себе, Богочеловеке, основал Церковь с ее святыми Таинствами и святыми добродетелями. Становясь сотелесником Богочеловеческого тела Церкви (Еф. 3, 6) с помощью святых Таинств и святых добродетелей, человек и достигает поставленную ему Богом цель — становится «богом по благодати». Вся спасительная премудрость и богомудрость человека-христианина состоит в том, что он всю свою свободную волю добровольно подчиняет Божественной воле Господа Христа по примеру Самого Господа, Который в Своей Богочеловеческой Личности Свою человеческую волю добровольно подчинил Своей Божественной воле. Это Богочеловеческое отношение Божественной и человеческой воли действует как совершеннейший закон и необходимейшее правило в Богочеловеческом теле Христовом, Церкви: свою человеческую волю добровольно подчинять Божественной воле Господа Христа и так, с помощью благодати святых Таинств и святых добродетелей, обеспечить себе спасение, обожение, обогочеловече-ние и жизнь в Царстве любви Христовой.

В Богочеловеческом теле Церкви дана вся благодать Троичного Божества, благодать, которая спасает от греха, смерти и диавола, возрождая нас, преображая нас, освящая нас, охристовляя нас, обоживая нас, отроичивая нас. Но каждому из нас дается благодать по мере дарования Христова (Еф. 4, 7). Господь Христос наделяет каждого благодатью по его труду (1 Кор. 3, 8; 15, 10; 2 Кор. 6, 1; 11, 23): по труду в вере, любви, милосердии, молитве, бдении, кротости, покаянии, смирении, терпении и в остальных святых евангельских добродетелях и святых Таинствах. Предвидя

Своим Божественным всезнанием, как каждый из нас будет пользоваться Его благодатью, Его дарами, Господь Христос так и разделяет Свои дарования комуждо противу силы его (Мф. 25,15). Однако от нашего личного труда и умножения Божественных Христовых дарований зависит наше место в животворном Богочеловеческом теле Христовом, Церкви, которая как единое и неделимое небоземное Богочеловеческое существо от земли до высот, превышающих небеса над небесами. Чем более человек живет полнотою Христовой благодати, тем более в нем дарований и тем более по нему как по сотелеснику Христову разливаются Богочеловеческие силы Церкви Христовой, тела Христова, чьи силы очищают нас от всякого греха, освящают, обоживают, обогочеловечивают. При этом каждый из нас живет во всех и ради всех, ибо мы все — единое тело. Поэтому каждый и радуется дарованиям своих братий, особенно, когда они превышают его собственные.

Вся благодать Троичного Божества со всеми своими богатствами сошла в наш земной мир Богочеловеком Господом Христом. Причем в таком изобилии, что святой евангелист возгласил всеистинное благовестие: благодать же и истина Иисус Христом бысть (Ин. 1, 17). До Него благодати словно и не было в нашем земном мире. С воплощением Господа Христа вся Святая Троица открылась земному миру, явила Себя, подала Себя роду человеческому. По учению святых отцов, это божественные «выходы» (лрбобо1), Божественные энергии, которые даются миру и людям. Словом, все и вся, принадлежащее Троичному Божеству дано, показано, явлено и воплощено в теле Христовом, Церкви. Поэтому в ней все и вся от Святой Троицы и о Святой Троице. Поэтому в ней и Спаситель и спасение, и Богочеловек и обогочеловечение, и Святая Троица и отроичение. Таким образом, Бог становится человеком, и человек становится богом по благодати. В этом все Евангелие Святой Троицы для рода человеческого, в этом все благовестие и вссблаговестис Церкви.

Бог Слово, став плотью и тем самым став человеком, вселился в нас, полный благодати и истины, и от Его полноты мы все как члены Его тела, Церкви, прияхом и благодать воз благодать (Ин. 1, 14-16). Весь Господь Иисус Христос — благодать.

Следовательно, и Евангелие Его — Евангелие благодати Божия (Деян. 20,24). И живя во Христе, Который есть благодать, мы во всем Богочеловеческом обогащаемся через Него (ср. 1 Кор. 1,4-5; 2 Кор. 13, 13). Подвиг спасения, по сути, — подвиг облагодат-ствования (ср. Еф. 1,6; 2,5). Все и вся Господь Христос дарует нам благодатью, и за все это мы даем от себя веру: Благодатию бо есте спасени чрез веру (Еф. 2, 8). Богочеловеческим телом Церкви Господь Христос есть Бог же всякия благодати (1 Пет. 5, 10). Наше дело — трудиться, подвизаться в добродетелях, дело Спасителя — подавать нам благодать спасения и обожения, ибо добродетелями мы впитываем в себя животворные и боготвор-ные силы благодати, без этого благодать будет тщетна для нас (ср. 1 Кор. 6, 1-10; Евр. 12, 28-29). Очевидна евангельское благовестие и заповедь: труд умножает благодать, благодать умножает труд (ср. 1 Кор. 15,10; 2 Кор. И, 23-30).

Богочеловеческую реальность евангельской благодати опытом подтверждают и радостно благовествуют как святые апостолы, так и святые отцы. Святой Афанасий Великий благовествует: «Одна благодать восполняется от Отца чрез Сына в Духе Святом»[1]. «Подаваемая в Троице благодать и дар дается от Отца чрез Сына в Духе Святом». «Благодать, дарованная нам Спасителем... явися и дарована только с пришествием Спасителя (Тит. 2,11)». «Ибо одна и та же благодать, подаваемая от Отца в Сыне... Отец подает благодать чрез Сына». «Преподаваемая благодать есть единая, от Отца подаваемая в Сыне».

Облагодатствованный ум святого Макария Великого благовествует: «Благодать... начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение... И сама благодать... по мере того, как душа многие годы оказывается благоискусною и согласною с благодатью, до глубочайших ее составов и помышлений пускает корни, пока вся душа не будет объята небесною

благодатью»[2]. Нет сомнений, главное отличие человеческого существа — свободная воля человека, ее неприкосновенность. Даже сам диавол не может принудить человека ко злу, он лишь может предлагать ему разное зло. Точно так же и Бог не принуждает к добру свободную волю человека. Человек располагает огромной свободной волей, и он свободно выбирает между Богом и диаволом, между добром и злом, между жизнью и смертью. Святой Макарий Великий учит: «В тех, кого посетила благодать Божественного Духа, вселившись в самых глубинах ума их, Господь делается как бы душою (сод грЩСП), ибо, говорит божественный апостол, прилепляяйся Господеви един дух будет с Господем (1 Кор. 6, 17)... Ибо душа, поистине, бывает тогда, как душа Господня (сод той пр(ои), потому что добровольно и со всем расположением предается силе благого Духа, чтобы царствовала в ней, и не ходит уже по собственной воле своей». «Кто пришел ко Христу, тот вначале должен даже насильно (лрод |3iocv) привлекать себя к добру, хотя и не хотело бы того наше сердце. Ибо неложный Господь говорит: Царствие Небесное силою берется (pia^ETai), и нуждницы восхищают е (Мф. И, 12)... Посему... и неволею надлежит понуждать себя к добродетели, понуждать к любви, кто не имеет любви, понуждать к кротости, в ком недостает оной, понуждать к тому, чтобы иметь сердце сострадательное и человеколюбивое (понуждать себя ко всякой добродетели. — И. П.}... И когда Бог видит (это, то дает нам их. — И. П.}... и одним словом исполняет нас всякими плодами Духа... И тогда все сии добродетели обращаются для человека как бы в природу ( сопле р cp6oig), потому что Господь... приходит и пребывает в нем... и Сам... исполняет в нем заповеди».

Весь в бескрайностях и тайнах Богочеловеческой благодати, живя ими и в них, святой Ефрем Сирин говорит об этом со

священным страхом и трепетом. Всем существом своим он чувствует и знает, что наше спасение и обожение от всеспасающей благодати Спасителя и ее святотроичных сил. Бессмертными свидетельствами он свидетельствует, что наше отроичение -в Богочеловеческой благодати: от Отца через Сына, в Духе Святом. Эта благодать дается нам не насильно, но она дается нашей свободной и не принуждением вызванной вере в чудесного Господа Христа, воистину единого истинного Бога во всех мирах. Святой Ефрем благовествует: «По мере веры и благодать обитает в душе»1. «Благодать Его во всякое время часто посещает сердца наши и, если находит себе упокоение, то, вошедши, постоянно обитает в душе; если же не находит чистого сердца, тотчас отступает. Но щедроты снова побуждают ее снизойти и посетить нас грешных, потому что все мы изменяемы по произволению, но не по природе»2. «Бог требует от нас только совершенной решимости и Сам подает нам силы и дарует победу»3. «Желай только спастись, ибо Господь... содействует им [желающим получить спасение]»4. «Благодать никогда не отвергает ни одного человека, желающего спастись»5. «Бывает спасение Божиею благодатью по мере веры и любви»6. «Ибо в человеке два закона, именно: закон греховный, влекущий в свою сторону, и закон благодати, влекущий к небесному»7.

' [Ефр. Сир.] В подражание притчам [Притч.; с. 127; vol. 1, р. 253, lin. 14 Phrantzoles] //Творения св. Ефрема Сирина. М., 1848. С. 172.

2 [Ефр. Сир.] Слово умилительное I [Слово умилительное I; с. 206; vol. 1,

р. 388, lin. 1-5 Phrantzoles] // Там же. С. 279.

  • 3 [Ефр. Сир.] Увещание к благочестию [Поуч. II; с. 83; vol. 3, р. 39; lin. 44-46 Phrantzoles] // Там же. Ч. 2. М., 1849. С. 193.
  • 4 [Ефр. Сир.] Поучение X [Поуч. X; с. 93; vol. 3, р. 60, lin. 16-17 Phrantzoles] // Там же. Ч. 2. С. 206.
  • 5 [Ефр. Сир.] О жене грешнице [О жене; с. 317; vol. 7, р. 89, lin. 4-5 Phrantzoles] // Там же. Ч. 3. М., 1849. С. 111.
  • 6 [Ефр. Сир.] Наставление монахам [Наставление; с. 322; vol. 5, р. 308, lin. 1 Phrantzoles] // Там же. Ч. 5. М., 1850. С. 29. [Ср.: Макар. Египет. Вел. поел. Ill, 1;

с. 379 // р. 239, lin. 5-6 Jaeger; S. 96, Z. 20-21 Staats].

7 [Ефр. Cup.] Слово душеполезное [Слово к отрекающимся; с. 315; vol. 5,

р. 293, lin. 10-11 Phrantzoles] // Там же. С. 95. [Ср.: Макар. Египет. Дух. слова XXXIII, 4, 2; с. 669 // Bd. II, S. 32, Z. 6-8 Berthold = Новые бес. XIII, 3;

с. 81].

Херувимски прозорливо наблюдая за человеком на всех путях его Богочеловеческой веры Христовой, святой Златоуст бого-мудрствует и богоглаголиво возвещает вечные истины о благодати и человеке и всеспасительном облагодатствовании всецелого человеческого существа. Святой Златоуст благовествует: «Бог... никогда <никого> не ведет к Себе силою и принуждением; нет, Он всем хочет спастись, но никого не принуждает... Бог... готов спасти человека, не принужденно, не против воли, но по доброй воле и расположению»[3]. «Благодать Духа, как усмотрит пламенное желание и возбужденный ум, сообщает дары свои в обилии». «Наш Владыка таков: когда увидит, что душа стремится к предметам духовным с сильным желанием и напряженным усердием, то подает благодать и богатые Свои дары». «Благодать (Божия) готова и ищет, кто бы принял ее с усердием». «Лишь бы только мы с усердием делали зависящее от нас, а благодать готова и ищет, кто бы принял ее в изобилии». «Благодать же Духа ниспосылается в обилии, где соединяются целомудрие, честность и другие добродетели». «Если и мы желаем иметь свыше помощь, то будем заботиться о добродетели. Таким образом и мы привлечем благодать Духа и настоящую жизнь проведем беспечально и будущие наследуем блага». «Где молитва и благодарение, туда приходит благодать Святого Духа, оттуда прогоняются демоны и все вражеские силы отступают и обращаются в бегство».

В мире Богочеловеческой веры две огромные силы обращены друг к другу: благодать Божия и человеческая свобода. Соединенные верою, они рождают святого человека, разъединенные

и рассорившиеся, они делают возможным падение человека до рас-человека. Святой Златоуст благовествует: «Благодать не иначе приходит, как только к тем, которые сами желают и заботятся о приобретении ее»[4]. «Одно принадлежит Богу — даровать благодать, а другое человеку — показать веру». «Мы делаемся святыми не только чрез воздержание от тех (пороков), но и чрез приобретение высших совершенств». «Нам даровано не только оставление грехов... но и оправдание, и освящение, и усыновление, и благодать Духа, несравненно более светоносная и изобильная». «Этот огонь, который мы получили по благодати Духа, если захотим, мы можем усилить; если же не захотим, тотчас угасим его». «Привлечем же к себе, чрез исполнение заповедей, необоримую помощь Духа, и мы будем ничем не меньше ангелов». «Благодать отпускается... по соответствию мер веры того или другого человека». «Благодать и в Пятидесятницу, и ныне — одна и та же». «Благодать, хотя и есть именно благодать (xapig — милость, дар. — И. П.), спасает однако ж желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются ея, которые постоянно восстают на нее и противятся ей». «Великая благодать Святого Духа часто отлетает, когда кто впадает в тяжкие грехи». «Благодать не спасет пас при нечистой жизни».

Благодать и по сути и по проявлениям вся святотроична, хотя в наибольшей степени она дана через Сына Божиего, Господа

Иисуса Христа Богочеловека. Эта бессмертная истина и является одним из главных благовестий чудесного благовестника святого Иоанна Златоуста. Он благовествует: «Все, принадлежащее Троице, нераздельно (aSiaipcTa)! И где общение Духа, там и общение Сына, и где благодать Сына, там благодать Отца и Святого Духа»[5]. «Каждому по вере дается и благодать». «Погашает... его (дар благодати Святого Духа — И. П.) нечистая жизнь». «Как огонь требует дров, так и благодать — нашего усердия, чтобы она воспламенялась». «Благодать Господа сподвизается и содействует тебе, но и ты с полною готовностию и охотою исполняй свое дело». «Как же». «Все от Бога, но не так, чтобы нарушалась и наша свобода... Все здесь зависит и от нас, и от Него; нам следует наперед избирать доброе, а когда мы изберем, тогда и Он оказывает Свое содействие... Наше дело — предызбрать и восхотеть, а дело Божие — привести в исполнение и довершить». «А когда благодать бывает с нами? Когда мы не оскорбляем этого благодеяния, когда не пренебрегаем этим даром», когда удерживаем «ее добрыми делами», когда нами руководит Дух.

Святой Симеон Новый Богослов, исполненный опыта все-спаспасительной деятельности Богочеловеческой благодати в теле Церкви Христовой и во всяком ее члене, возвещает об этом бессмертные благовестия. Он благовествует: «То и было последнею целию воплощенного домостроительства, то есть для того и воплотился Сын Божий, Бог Слово, и соделался человеком

да приемлют как душу (cbg грихл v) благодать Святого Духа души тех, кои веруют в Него яко Бога и человека... и да являются таким образом возрожденными, воссозданными и обновленными... ос-вящаясь благодатию Святого Духа в уме, совести и во всех чувствах»[6]. «А душа... когда занеможет, одно врачество врачует ее, а не многие. Какое же это врачество? Дух Святый, благодать Господа нашего Иисуса Христа... Надлежит потому всякому христианину, посредством покаяния, милостыни и всякой другой добродетели, сколько сил есть, подвизаться ни о чем другом, как о том, чтобы приять действо благодати Святого Духа, силою коего и начнет он жить жизнию истинно по Христу (хата Xptorov)». Божественный свет — это и есть вся оружия Божия [Еф. 6, 11], с помощью которого христианин может «противостоять всем козням диавола, всем этим началам, властям, миродержителям тьмы века сего, духам злобы». «В силу веры прежде всякой другой добродетели приходит благодать Божия как основание всякой добродетели и уже помощию благодати Божией всякая добродетель устанавливается в сердце и бывает действенною... Приходит она [благодать] от Бога за веру... и уже на ней, как на твердом основании, устрояются добрые дела, которые только помощию благодати и являются совершенными, так что дела, которые бывают без благодати Всесвятого Духа, Бог ни во что не вменяет... Добро уже не добро (ойх eotl xakov), коль скоро оно не добре (xaAxog) будет сделано, но невозможно добру быть добре сделану без благодати Христовой. Если б было это возможно, Бог не пришел бы на землю соделаться человеком, чтоб даровать такую благодать человекам, помощию коей единой всякое добро может быть добре делаемо (va yevri xaXZog xdGc cpyov xaXov)».

Всесторонне облагодатствованный святой Симеон Новый Богослов благовествует: «Любящий Бога и заповеди Его соблюдающий облекается свыше сходящею силою Святого Духа,

Который не является чувственно, в виде огня... но... как умный свет (ev el'Sel срсотод)... Как только воссияет сей свет в духе, тотчас исчезает всякий нечистый помысл, изгоняется всякая страсть душевная... Тогда очищаются очи сердца, ум и мысль (6 voug xal f] Stavoia) и зрят Бога, как написано в Евангелии о блаженствах. Тогда душа, как в зеркале, видит все, даже и малейшие свои прегрешения и приходит в величайшее смирение... Так, наконец, совершенно изменяется весь человек и познает Бога, сам прежде познан бывши от Бога. Одна эта благодать Всесвятого Духа... делает его [человека] другом и сыном Божиим и богом, насколько сие вместимо для человека»[7]. «Кто как должно верует во Христа, тот имеет жизнь вечную в себе, которая есть благодать Господа нашего Иисуса Христа... Как жизнь вечная, то есть Божественная благодать, познается из веры, так и вера познается из восприятия жизни вечной». «Без благодати Святого Духа никому невозможно нс грешить, никому невозможно приступить к исполнению святых заповедей и исполнять их и свергнуть с себя власть и насильство, которое возымели над нами демоны». «Благодать Божия беспредельна (anEipos), всегда с преизбыто-чеством изливается и никогда не оскудевает... Она или умножается, если он подвизается, или умаляется, если понерадит, и если это нерадение продолжится, то мало-помалу она и совсем в нем оскудеет и оставит его совершенно пустым».

Из своей пребогатой ризницы святой Симеон выносит и следующий Богочеловеческий бисер: «Заповеди Христовы как врачебные вещества... Благодать Всесвятого Духа приходит в него (в человека. — Я. 77.) и искореняет и уничтожает страсти одну за другою, пока не освободит души от всех их... И таким образом обновляет человека и по душе, и по телу... И (человек. — И. П.) преуспевает в совершенствовании себя, дондеже достигнем... в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4,13)... И чем больше

преуспевает в делании заповедей Божиих, тем более очищается, осиявается и просвещается, и сподобляется видеть откровения великих тайн... Но тот, кто просвещается Духом Святым... стяжа-вает новые очи и новые уши и., смотрит... духовно... Такой человек зрит Бога, сколько это возможно для человеческого естества и сколько благоугодно Богу»1. «Благодать Всесвятого Духа делает... его (человека. — И. П.) и другом Богу... богом по благодати (0eov хата xapiv)»2. «Ибо мы не то, чего не знаем, говорим, но что знаем, о том свидетельствуем. Свет уже во тьме светит, и в нощи, и во дни, и в сердцах наших, и в уме нашем и осиявает нас... глаголет, действует, живет и животворит и делает светом тех, которые осияваются Им. Бог свет есть, и те, которые сподобляются узреть Его, все видят Его, как свет, и те, которые прияли Его, прияли, как свет. Ибо свет славы Его предыдет пред лицем Его и без света Ему невозможно явить Себя. Те, которые не видели света Его, не видели и Его, потому что Бог свет есть; и те, которые не прияли света Его, не прияли еще благодати, потому что приемлющие благодать приемлют свет Божий и Бога, как сказал сам Свет Христос: вселюся в них и похожду (2 Кор. 6,16)»3.

Благодать — это обоживающая, боготворящая сила троичного Божества, ею осуществляется конечная цель, всецель Богочеловеческого домостроительства спасения: обожение, обогочелове-чение, охристовление, отроичение, ею человек становится богом по благодати. Весь сияющий этой истиной, святой Симеон Новый Богослов благовествует: «Бог обитает в нас, истинных рабах Своих, и ходит в душах наших чрез действа и осияния Духа Святого... Явно, что как во Отце, Сыне и Святом Духе поклоняется единый Бог без слияния трех Лиц и без разделения единого

' [Сим. Нов. Богосл.] Aoyog LXV [Сл. LXV; с. 132-133, 135; SC 104, р. 210, lin. 88, 91-94, 99-100; р. 212, lin. 113-114, 117-119, 123-124; р. 214, lin. 127; р. 218,lin. 177-179 (cat. 14)1 //Тамже. С. 339-341.

  • 2 [Сим. Нов. Богосл.] Aoyog LXXII [Сл. LXXII, 4; с. 225; SC 104, р. 344, lin. 166,184; р. 346, lin. 185 (cat. 20)] // Там же. С. 386. [У Дионисия Загорея и в SC: «Сила Всесвятого Духа». В SC вместо хата x<*PLV: oaov ctpixxov dvOpomoig, «насколько возможно для людей»].
  • 3 [Сим. Нов. Богосл.] Aoyog LXXIX, 2 [Сл. LXXIX, 2; с. 318; SC ИЗ, р. 136, lin. 102-118 (cat. 28)] //Там же. С. 431.

существа и естества, так опять и человек бывает по благодати богом в Боге (tv 0сф 0сод хата xaprv) и по душе, и по телу, без слияния и разделения; и ни тело не прелагается в душу, ни душа не изменяется в плоть, и опять ни Бог не сливается с душею, ни душа не претворяется в Божество. Но Бог пребывает, как есть Бог, и душа опять пребывает, как есть естество ее, и тело, как создано, персть; и Сам Бог, Который дивно связал сии два, душу и тело, и срастворил мысленное и невещественное с перстию, соединяется с сими двумя без слияния, и я, человек, бываю по образу и подобию Божию... Отец, Сын и Дух Святый — Бог един, Коему мы служим и поклоняемся. Бог, душа и тело — человек, созданный по образу и подобию Божию и удостоивающийся быть богом по благодати... Человек бывает богом по благодати чрез дарование ему Духа Святого»’. «Сколько очищается сердце, столько приемлет и Божественной благодати, и опять, сколько приемлет оно благодати, столько и очищается. Когда же завершится сие... тогда человек весь всецело бывает бог по благодати... Благодать Святого Духа блюдется исполнением заповедей»[8] .

Эту нстварную и вечную благодать Божию всей своей жизнью и трудами защищал вместе со всеми отцами Церкви, [бывшими] до него и после него, и богомудрый Григорий Палама, справедливо воспеваемый как «проповедник благодати». Следуя предшествовавшим ему отцам, Солунский святитель благовест-вует: тварная энергия предваряет и открывает тварную природу, а нетварная [энергия] есть свойство и откровение нетварной природы. Ибо, — говорит он, — «естественное должно быть... согласно с естеством». «Человек познает Бога через творение Божие, через тварную природу — дар Божий, как художника познают через его труды, лично же встречается с Богом через причастие

к Его нетварпому дару, то есть через обретение вечной святотроичной благодати. Эта нетварная благодать есть свет Святой Троицы, который освещает души человеческие и населяется в них, она есть Христос, Который пред дверьми стоит и стучит, это есть Дух Сына Божиего, вопиющий в сердцах наших: Авва, Отче (ср. Ин. 14, 23; Откр. 3, 20; Гал. 4, 6)»[9]. Вечная благодать Божия тождественна со славою Преображения и светом, осиявшим апостолов на горе Фавор, она есть та сила Духа Божиего, которая в виде огненных языков излилась на апостолов в день Пятидесятницы.

«Что же, — спрашивает святитель, — Бог излил на нас, даровал и подал нам через Иисуса Христа? Сущность или благодать Святого Духа? Конечно, боготворящую благодать, как и Злато-устый богослов Иоанн говорит, что не Бог, а “благодать излилась”, ибо через нее и природа Духа, будучи нетварной, подается и является, никак не открываясь сама по себе». И до тех пор пока человек становится нетварным — не по своей природе, но по нетварной благодати, которую он принимает и которая обо-живает его естество, а это значит, что нетварность есть дар человеку, — до тех пор благодать, которую он обретает, представляет собой сущностную энергию вечного Бога и в этом качестве является нетварной и вечной. Принимая ее в себя — о чудо неизреченное! — бренный и тленный человек и сам становится благодатно нетварным. Таким образом этот дар делает тех, кто по естеству имеет начало, безначальными по благодати

ЦЕРКОВЬ - БЛАГОДАТНОЕ СООБЩЕСТВО

и бескрайними1. Человек, по естеству прах и пепел, стяжанием благодати обретает достоинство Бога, оставаясь человеком. Действительно становится богом, хотя и не по сущности, но по благодати. Тем самым и граница совершенствования человеческого существа, по природе ограниченного, уходит в безграничность; ограниченный человек с помощью вечной благодати продлевается в Божию бесконечность2.

Богомудрый Григорий, чтобы, с одной стороны, защитить человеческое достоинство и порадовать человека его о едином уповании [Еф. 4,4], то есть возможностью обретения вечной силы Божией, а с другой — чтобы соблюсти в неприступности непостижимую святыню сущности и бытия Божиего, богодостойно отличает сущность Троичного Божества от святотроичной энергии, разнообразно подаваемой и доступной сотворенным существам. Молитвенно погруженный в глубины Божественного Откровения, он в нем встречает два, на первый взгляд, противоречивых

' [Григ. Пал.] Там же. XVI-XVII [Акинд., XII; с. 122 // Собрание творений. Т. 1]. С. 308. [Точная цитата: «Каждое из существ, получивших божественную благодать и обоженных, называется безначальным, вечным, бесконечным и, что то же, соответственно ей, нетварным», строки 13-15]. Ср. [Григ. Пал.] Перечень нелепостей, вытекающих из умозаключений философа Варлаама, 8 [Триады, III, 3, 8; с. 336] // Там же. С. 686.

2 [Григ. Пал.] Там же [Акинд., XII; с. 122. Данный текст, возможно, представляет собой изложение следующих фрагментов: 1) «То, что движимо Духом Святым, стало движением вечным, живым, святым; со вселением в него Духа человек получил достоинство пророка, апостола, ангела, Бога, будучи раньше землею и пеплом» (у автора со ссылкой на Василия Великого. Ср. точную цитату: «Дух Святый, вошедши в тело человека, как даровал ему жизнь, даровал бессмертие, даровал святыню, так воздвиг, когда оно пало. И человек, который дотоле был земля и пепел, по вселении в него Духа приял достоинство пророка, апостола, ангела Божия» (Пс.-Вас. Вел. Евн., V; с. 184 // PG 29, 769 В)); 2) Бог сообщает «по благодати безначальность и бесконечность тем, кто по природе имеют начало и конец» (со ссылкой на Максима Исповедника: Capit. Cent. IV, 54 //PG 90,1329 А; V, 13 // PG [90], 1353 В; Фал. 61, schol. [19] // [PG 90], 645 АВС); рус. пер. С. 86, нримеч. 48; 3) «Человек выходит из своей природы... временный становится вечным и человек становится весь Богом» (со ссылкой на Григория Нисского. См. точную цитату: «Человек выходит из пределов своего естества, делается из смертного бессмертным, из скоро гибнущего неизменно пребывающим, из однодневного вечным, одним словом, из человека — богом» {Григ. Нис. Блаж., VII; с. 454 // PG 44,1280 С))]. Ср. преп. Максим Исповедник [Амбиг.; с. 124]. PG 91,1144 С [о Мелхиседеке].

утверждения. Согласно первому — Бога никтоже виде нигдеже (Ин. 1,18; 1 Ин. 4,12; 1 Тим. 6,16), а согласно другому — блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8). Основываясь на опыте и умудренности пророков, апостолов и всех святых бо-говидцев, и сам будучи озаренным благодатным светом Духа Святого, святой Григорий благовествует, что оба утверждения истинны: одно относится к неприступной сущности Божией, а другое — к благодатной силе и энергии Божией. Превышающая всякое имя, безымянная и неизреченная сущность Божия остается таковой испокон веков и вовеки по отношении ко всем созданным существам. То же, что доступно творениям, это свойственная ей [Божественной сущности] вечная энергия, которая изливается на все существующее, даруя бытие существующему, жизнь живущему, разум разумным и мудрость мудрым. Вездесущий, по сущности неприступный Бог, [«]таинственным образом становится доступным для достойных, благодатно им даруя Себя и вселяясь в них»[10]! «Господь (Христос. — И. П.) для того и сошел на землю, чтобы достойных... сделать причастниками Своего Божества [»] и Своей Божественной благодати. Если бы эта благодать была тварна, тогда бы и само Божество, из Которого она исходит, было бы тварным, тогда бы и человек был бессилен соединиться с Богом и войти с Ним в общение». Тогда бы тщетной была и вера наша, и наша надежда, мы же были бы вечными пленниками, пребывающими в неразрешимых оковах тления и разложения.

Сей дивный боговидец и тайновидец благовествует далее: «Посредством этой вечной благодати Своей Бог вселяется в нас по обетованию, являя и открывая нам Себя; она [благодать], а не непричастная сущность Божия является наследием

праведников. Эта природная энергия Божия и благодать есть то же самое, что и обетованное Царство Божие: хотя и не являясь самой Божией природой, она по естеству принадлежит Богу в Троице и нераздельно от Него, вечно около Него созерцается, дарованная во времени как наследие верным»[11]. «Боготворная благодать... есть неотделимая энергия Триипостасного Божества, Которое ее дарует, опа есть некая невыразимая связь и сверхъестественное соединение с Богом тех, кто удостоился стать единым духом с Ним[»]. Она даруется душе, а через душу и телу: благодатный свет сначала просвещает ум, а через него и тело, соединенное с душою, становится более Божественным». Так весь человек становится причастником Божественного дара и просветления. [«]Как едина для тела и души божественность воче-ловечившегося Божия Слова, которая через посредство души обожила плоть», так же и благодать Божия даруется всему человеку, передаваемая посредством души телу.

Молитвенная мысль Церкви также преисполнена бессмертных истин о благодати, о ее животворности, спасительности, боготворности. Молитвенная мысль Церкви бесчисленными способами всеубедительно свидетельствует: святые Таинства — Таинства благодатью; святые добродетели — добродетели благодатью; святые апостолы — апостолы благодатью; святые отцы — отцы благодатью; святые пророки — пророки благодатью, святые мученики — мученики благодатью; святые исповедники — исповедники благодатью; святые постники — постники благодатью; вообще каждый христианин — христианин благодатью. Нет сомнений, все в Богочеловеческом теле Церкви совершается

ЦЕРКОВЬ НЕПРЕРЫВНАЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦА благодатью, все в ней приобретается благодатью: и освящение, и преображение, и охристовление, и обогочеловечение, и отрои-чение. Словом, ею достигается спасение — обожение, ею христианин достигает своей высшей цели, своей всецели, становится «богом по благодати». А это значит, что благодатью достигается цель Богочеловеческого домостроительства спасения, совершённого и совершаемого чудесным Господом и Богом Иисусом Христом. Совершеннее же и полнее всего — святой Евхаристией, святым Причастием, святым благодатно-добродетельным жительством в Господе Христе (Кол. 3,1-4; Флп. 3,20; 4,7; 1 Сол. 5, 9-10; Рим. 14,7-9).

  • [1] [Афан. Вел.] Ad Serap. 1,14 [Серап. 1,14; с. 23] // PG 26, 565 В. 2 [Афан. Вел.] Там же. 1,30 [Серап. 1,30; с. 45] // PG 26, 600 С. 3 [Афан. Вел.] Contra arian. II, 75 [Ариан. II, 75; с. 359] // PG 26, 305 В. 4 [Афан. Вел.] Contra arian. Ill, И [Ариан. Ill, И; с. 383-384] // PG 26, 345 А. 5 [Афан. Вел.] Contra arian. II, 42 [Ариан. II, 42; с. 316] // PG 26, 236 В.
  • [2] [Макар. Египет.] Homil. XLI, 2 [Бес. XLI, 2; с. 438] // PG 34, 768 D -769 А. 2 [Макар. Египет.] De libert. mentis, XII [О свободе ума, XII; с. 448-449] // PG 34, [944] CD. 3 [Макар. Египет.] Там же. XVIII-IXX [О свободе ума, XVIII; с. 453-455 // PG 34], [9]49 [CD, 952 АВ]. Ср. Homil. XIX, 3-9 [Бес. XIX, 3-9; с. 366-369] // PG 34, [644 D-649 В].
  • [3] [Ио. Злат.] De ferend. reprehension., VI [Бес. к упрекавшим, VI; с. 135] // PG51,144. 2 [Ио. Злат.] Homil. Genes. Ill, 1 [Бес. Ill, 1 на Быт.; с. 14] // PG 53,33. 3 [Ио. Злат.] Там же. Homil. IV, 1 [Бес. IV, 1 на Быт.; с. 22] // PG 53,39. 4 [Ио. Злат.] Там же. Homil. IX, 1 [Бес. IX, 1 на Быт.; с. 67] // PG 53,76. 5 [Ио. Злат.] Там же. Homil. XVI, 1 [Бес. XVI, 1 на Быт.; с. 127] // PG 53, 126. 6 [Ио. Злат.] Там же. Homil. XLIV, 6 [Бес. XLIV, 6 на Быт.; с. 499] // PG 54, 413. 7 [Ио. Злат.] Там же. Homil. LXVII, 5 [Бес. LXVII, 5 на Быт.; с. 725] // [PG 54], 579. 8 [Ио. Злат.] De Anna II, 5 [Анн. II, 5; с. 798] // PG 54, 650.
  • [4] [Ио. Злат.] Homil. in Joan. X, 2 [Бес. X, 2 на Иоан.; с. 70] // PG [59], 76. 2 [Ио. Злат.] Там же. Homil. X, 3 [Бес. X, 3 на Иоан.; с. 71] // PG [59], 76. 3 [Ио. Злат.] Там же. Homil. XIV, 2 [Бес. XIV, 2 на Иоан.; с. 92] // PG [59], 93. 4 I [Ио. Злат.] Там же. Homil. XIV, 2 [Бес. XIV, 2 на Иоан.; с. 93] // PG [59], 94. 5 [Ио. Злат.] Там же. Homil. L, 3 [Бес. L, 3 на Иоан.; с. 333] // PG, [59], 282. 6 [Ио. Злат.] Там же. Homil. LXXV, 5 [Бес. LXXV, 5 на Иоан.; с. 504] // PG [59], 409. 7 Св. [Пс.-Иоанн] Златоуст. Беседа о слепом [О слепом, II; с. 757] // PG 59, [602]. 8 Св. [Иоанн] Златоуст. In Acta Apostol. Homil. 1,6 [Бес. 1,6 на Деян.; с. 15 ] // PG 60,22. 9 Св. [Иоанн] Златоуст. In Epist. ad Rom. Homil. XVIII, 5 [Бес. XVIII, 5 на Рим.; с. 728] // PG 60,579. 10 Св. [Иоанн] Златоуст. In Epist. I ad Cor. Homil. XLI, 3 [Бес. XLI, 3 на 1 Кор.; с. 427] // PG 61,359. 11 Св. [Иоанн] Златоуст. In Epist. II ad Cor. Homil. XII, 1 [Толк. XII, 1 на 2 Кор.; с. 580] // PG 61,482.
  • [5] [Ио. Злат.] Там же. Homil. XXX, 2 [Толк. XXX, 2 на 2 Кор.; с. 726] // PG61,608. 2 Св. [Пс.- Иоанн] Златоуст. Беседа о пресвитере [О пресвитере; с. 955] // PG61,783. 3 Св. [Иоанн] Златоуст. In Epist. I ad Thessal. Homil. XI, 1 [Толк. XI, 1 на 1 Сол.; с. 564]//PG62,461. 4 Св. [Иоанн] Златоуст. In Epist. II ad Timoth. Homil. I, 2 [Толк. I, 2 на 2 Тим.; с. 759] // PG 62, 603. 5 [Ио. Злат.] Там же. Homil. IV, 1 [Толк. IV, 1 на 2 Тим.; с. 780] // PG 62, 619. 6 [Ио. Злат.] Там же. Homil. X, 4 [Толк. X, 4 па 2 Тим.; с. 833] // PG 62, 660. 7 Св. [Иоанн] Златоуст. In Epist ad Hebr. XII, 3 [Толк. XII, 3 на Евр.; с. 114-115] // PG 63,99. 8 [Ио. Злат.] Там же. Homil. XXXIV, 2 [Толк. XXXIV, 2 на Евр.; с. 279] // PG 63,234-235.
  • [6] Св. [Пс.-]Симеон Новый Богослов. Лбуос; VIII, 3 [Сл. VIII, 3; с. 79 // Лоуси]. Издание Дионисия Загорел, cv Хбрср, 1886. С. 60. 2 [Пс.-Сим. Нов. Богосл.] Adyog XIII, 1 [Сл. XIII, 1; с. 127] // Там же. С. 84. 3 [Пс.-Сим. Нов. Богосл.] Лбуод XIV, 5 [Сл. XIV, 5; с. 138] // Там же. С. 89. 4 [Пс.-Сим. Нов. Богосл.] Лбуод XVIII, 2 [Сл. XVIII, 2; с. 168-169] // Там же. С. 105.
  • [7] [Пс.-Сим. Нов. Богосл.] Xoyoq XIX, 2 [Сл. XIX, 2; с. 174] // Там же. С. 108. 2 [Пс.-Сим. Нов. Богосл.] X6yoq XXIII [Сл. XXIII; с. 216-217] // Там же. С. 129. 3 [Пс.-Сим. Нов. Богосл.] Xoyoq XXX, [2. Сл. XXX, 2; с. 261 J // Там же. С. 151. 4 [Пс.-Сим. Нов. Богосл.] Xoyoq LI [Сл. LI; с. 467] // Там же. С. 258.
  • [8] [Сим. Нов. Богосл.] Абуо? LXXXIII, 4 [Сл. LXXXIII, 4; с. 386-387; SC 129, р. 130, lin. 149-152, 161-162; р. 132, lin. 163-172, 176-178; р. 134, lin. 200-201 (eth. 6)] // Там же. С. 465-466. 2 Св. Симеон Новый Богослов. KccpaXaia, XCIV-XCV [Главы, XCIV-XCV; с. 537. Ср. SC 51, р. 98, lin. 4-6; р. 97, lin. 4-5 (cap. Ill, 59,56)]. С. 540. 3 Св. Григорий Палама. Собрание творений. Т. 2. Изд. П. Христу. Фессалоники, 1966. С. 115. [Строка 9 (De div. open, 25). Цит.: Ио. Дамаск. Точное изложение III, 15//PG94,1056 С].
  • [9] [Григ. Пал.] Об обоживающем причастии, XIX // Там же. С. 153-154. [Прич. XIX. Ссылка правильная, однако слов, хоть сколько-нибудь близких к закавыченным, в указанном месте нет]. 2 Ио. Злат. Толк. V, 5 на Тит.; с. 876 // PG 62, 696 («Он обильно излил на нас благодать Духа»), Данная атрибуция цитаты принадлежит о. Иоанну Мейен-дорфу. X. Надаль (La redaction premiere de la Troisieme lettre de Palamas a Akindynos // Orientalia Christiana Periodica 40 (1974), p. 275, n. 2) предложил более точную идентификацию: Пс.- Иоанн Златоуст (= Севериан Габалъский). О Святом Духе, 11// PG 52,826, рус. пер. с. 896: «изливающееся — не Дух Свя-тый, а благодать божественного Духа...». — Ред. 3 Св. Григорий Палама. Третье письмо к Акиндину, XVI [Акинд., XI; с. 121-122; в рус. пер. другая нумерация глав, чем у X. Надаля и в ГПЕ] // Собрание творений. Т. 1. Фессалоники, 1962. С. 308. [Строки 5-11].
  • [10] Св. Григорий Палама. О Божественных энергиях, XLIX [De div. орег., XLIX] // Там же [ГП2 2] С. 134. [По-видимому, имеются в виду строки 1-2, 8-9: «Но и пришествие Сущего повсюду чем бы было, как не явлением таинственно Открывающегося для достойных? <...> Стало быть, [это —] благодать и энергия Духа, чрез которую Бог является и вселяется в достойных»]. 2 [Григ. Пал.] Разговор православного с варлаамитом, IX [Dial. orth. cum barl., IX] // Там же. С. 171. [Строки 13-15. У И. П. кавычки закрыты после «...и войти с Ним в общение», однако дальнейшие слова (после закавыченных редактором) соответствуют цитируемому месту лишь в общем].
  • [11] [Григ. Пал.] О Божественных энергиях, XXVIII [De div. oper., XXVIII] // Там же. С. 116. [Парафраз, довольно далекий от подлинника. Точная цитата — лишь слова «нераздельно... вечно около Него созерцается», см. строки 26-27]. 2 [Григ. Пал.] Письмо к Арсению, 1 [Epist. ad Arsenium, 1] // Там же. С. 316. [Строки 11-16]. Ср. [Григ. Пал.] О священнобезмолвствующих, 1,3,33 [Триады, 1,3, 33; с. 95-96 // Там же]. Т. 1. С. 444. 3 [Григ. Пал.] О священнобезмолвствующих, II, 2,12 [Триады, II, 2,12; с. 169] // Там же. Т. 1. С. 518. [Строки 13-15. Ср. точное окончание цитаты: «так у духовных мужей духовная благодать, перейдя через посредство души на тело, дает ему тоже переживать божественные страсти» (Григ. Пал. Триады, II, 2,12; с. 169)].
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >